Реклама
Реклама
Реклама

Общий анализ мочи в диагностике ИМВП: чувствительность и специфичность у младенцев младше 3 месяцев

Чувствительность общего анализа мочи в диагностике инфекций мочевыводящих путей (ИМВП) не является оптимальной, и составляет 75-85%, в зависимости от лабораторных особенностей. Несмотря на то, что Американская академия педиатрии (AAP) в 2011 рекомендовала практикующим врачам устанавливать диагноз ИМВП только при наличии изменений в общем анализе мочи (ОАМ) и положительном результате посева мочи (чтобы исключить случаи бессимптомной бактериурии), эта рекомендация вызывает сомнения у практикующих врачей. 

Дополнительная информация: Бессимптомная бактериурия и антибиотики

Для лучшего изучения этой проблемы было проведено исследование, которое включало детей, одновременно имеющих ИМВП и бактериемию, вызванную тем же микроорганизмом (что полностью исключает возможность бессимптомной бактериурии у пациента). В исследовании приняли участие 20 больниц, информация анализировалась с 1998 по 2013 год; целью исследования было вычисление чувствительности и специфичности ОАМ у этих больных. В исследование были включены только младенцы моложе 3 месяцев, и не включались дети, имеющие сопутствующие заболевания, способные повлиять на результат, дети из отделения интенсивной терапии, а также дети, которым был установлен мочевой или венозный катетер на момент забора анализов мочи и крови. 

В общей сложности было обнаружено 245 детей, имевших ИМВП и бактериемию, вызванные одним и тем же возбудителем. Средний возраст детей составил 37 дней, 60% из этих детей были мальчиками. В 91% случаев причинным микроорганизмом была кишечная палочка, следующими по частоте были различные виды энтеробактеров (3,7%) и клебсиеллы (2,5%). Остальные возбудители были представлены реже, чем в 1% случаев. 

Лейкоцитарная эстераза была положительной, и обнаруживалась в большом или умеренном количестве у 89% этих детей. Нитриты были положительными лишь у 39,5% детей с бактериемией и ИМВП. Почти у всех младенцев с бактериемией и ИМВП (96%) при микроскопии осадка в высоком разрешении обнаруживалось более 3 лейкоцитов в поле зрения, и примерно у 81% обнаруживалось более 10 лейкоцитов в поле зрения. 

Чувствительность лейкоцитарной эстеразы была наибольшей среди всех показателей ОАМ, и составляла 97,6%, а нитриты - напротив, имели низкую чувствительность (39,5%). наличие пиурии имело чувствительность 98,3%, но этот показатель снижался до 81%, если пиурией считали наличие более 10 клеток лейкоцитов в поле зрения. 

При рассмотрении чувствительности и специфичности комбинации показателей ОАМ, самым оптимальным оказалась комбинация пиурии любого способа подсчета с наличием в моче лейкоцитарной эстеразы и/или бактериурии; чувствительность такой комбинации оказалась выше 97%. Исследователи пришли к выводу, что у детей самого раннего возраста с ИМВП и бактериемией ОАМ является высокочувствительным и высокоспецифичным методом исследования. 

Авторы исследования признают, что одной из причин столь высоких показателей чувствительности и специфичности ОАМ может быть узкий спектр тяжелобольных детей, включенных в это исследование (дети с ИМВП и бактериемией, а не только ИМВП). Тем не менее, они также приводят убедительные аргументы, что в проведенные ранее исследования, возможно, было включено много детей с бессимптомной бактериурией, что и привело к неправдоподобно низким показателям чувствительности отдельных показателей и ОАМ в целом. 

Можно подвести следующий итог: комбинация нескольких показателей в ОАМ, особенно наличие пиурии плюс, по крайней мере, небольших концентраций лейкоцитарной эстеразы, обычно имеют высокую чувствительность и специфичность в диагностике ИМВП. Это важно учитывать в ситуациях, когда пациент имеет положительный посев мочи и сомнительную клиническую картину ИМВП. Эти данные позволяют предположить, что для некоторых пациентов, возможно, будет целесообразнее отказаться от лечения, при наличии положительного посева мочи и отсутствии изменений в ОАМ. 

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ
ИЗМЕНЕНО: 23.07.2015 ПРОСМОТРЕЛИ: 992
Реклама
Реклама
Реклама