Реклама
Реклама
Реклама

Вазовагальный синкоп и безопасность управления автомобилем

Для пациентов с частыми вазовагальными синкопами исследователи расценивают вероятность серьезных аварий с получением телесных повреждений или летальным исходом во время управления автомобилем как значительно более низкую, чем в общей популяции (соответственно, <0,0035% и 0,067% на одного водителя в год). Эти неожиданные данные были опубликованы онлайн 20 января 2016г. в журнале JACC: Clinical Electrophysiology.


Обсуждаемый анализ был выполнен канадской группой исследователей и является наиболее крупной на данный момент работой в этой области. В него вошли в общей сложности 418 взрослых участников объединенных Первого и Второго «Исследований профилактики синкопов» (Prevention of Syncope trials, POST 1 и POST 2). При анализе индивидуальных регистрационных карт исследователи обнаружили, что в течение наблюдения (средняя длительность которого равнялась 0,77 лет) в обморок за рулем упали два пациента. У одного из них были продромальные симптомы, что позволило ему вовремя остановиться на обочине дороги, второй получил легкие травмы. Это исследование дает нам некую исходную информацию, которой могут руководствоваться регулирующие органы, и которая также может быть полезна врачам, которые лечат пациентов с вазовагальными обмороками. Теперь становится несколько яснее, в каком ключе следует разговаривать с такими пациентами при обсуждении риска при управлении автомобилем. Как мы видим, вероятность автокатастроф по вине пациентов с умеренно частыми вазовагальными синкопами очень низка и находится в приемлемом для общества диапазоне, исходя из частоты автомобильных аварий в целом. С другой стороны, медицинские вопросы допуска к управлению транспортными средствами регулируются законом, и врач должен следовать действующему законодательству своей страны. Применительно к США и Канаде эти законы могут сильно различаться в различных штатах и провинциях: так, например, в Альберте врач должен только обсудить с пациентом с вазовагальными обмороками возможные риски, а в Онтарио он должен также поставить в известность органы власти.

Вазовагальные синкопы представляют собой частое состояние, встречающееся примерно у трети мужчин и более чем 40% женщин. Тем не менее, на данный момент о вероятности получить травму или погибнуть, упав в обморок за рулем, известно относительно немного. Из-за недостатка научных данные нельзя сформулировать четкие рекомендации по допуску или отстранению водителей с этой проблемой, в результате чего в разных регионах на этот счет действуют разные законы.

В Канаде имеются рекомендации по оценке готовности к вождению Канадского кардиоваскулярного общества (CCS), однако все критерии отстранения водителя привязаны в них к тому уровню риска, который может создать водитель коммерческого грузовика при развитии инфаркта миокарда. Конечная цель в данном документе формулируется как поддержание риска серьезных телесных повреждений и смерти вследствие внезапной нетрудоспособности водителя из-за патологии сердца на уровне ниже одного случая на 20 000 водителей в год (0,005%).

Учитывая все вышеизложенное, авторами было принято решение проанализировать материалы исследований POST 1 и 2, и сопоставить полученные результаты с актуальной статистикой дорожно-транспортных происшествий в Великобритании, США и Канаде.

В исследовании POST 1 были рандомизированы 208 человек с вазовагальными обмороками, которые наблюдались с 1998 по 2003гг. в исследовательских центрах, которые были, главным образом, расположены в Канаде, однако в исследовании также участвовали Колумбия, Германия, США и Австралия. У этих пациентов сравнивалась эффективность лечения бета-блокатором метопрололом и плацебо.

В исследовании POST 2 были рандомизированы 210 аналогичных пациентов, которые наблюдались в период с 2006 по 2011гг. Большинство исследовательских центров также находились в Канаде, но в проекте также участвовали Колумбия, США и Польша. Целью исследования было сравнение эффективности флудрокортизона и плацебо, и оказалось, что ни один из этих вариантов не давал достоверного снижения риска обморока в течение примерно годичного наблюдения.

В объединенной популяции двух исследований средний возраст участников составил 38+17 лет, и в первый раз они упали в обморок примерно в 22 года. Медиана общего числа обмороков в течение жизни составила 10 раз, в том числе, 3 раза в течение того года, который предшествовал включению. Как уже говорилось выше, медиана длительности наблюдения составила 0,77 лет, и в течение этого периода у 174 участников исследования было в общей сложности 615 синкопальных эпизодов, два из которых (один случай в рамках исследования POST 1 и второй – в POST 2) произошли, когда пациент вел машину. В пересчете вероятность обморока во время управления автомобилем составила 0,62% на человека в год, а расчетный риск получения серьезных травм или смерти из-за обморока за рулем расценивается как <0,0035% на человека в год.

Исходя из данных о дорожно-транспортных происшествиях и связанных с ними потерях в общей популяции Канады, США и Великобритании за период с 2009 по 2012гг., риск тяжелых телесных повреждений оценивается в целом как 0,067% на водителя в год, а риск смерти - как 0,009%.

Очевидное ограничение обсуждаемого исследования связано с тем, что исследования POST 1 и POST 2 не были спланированы специально для оценки обусловленных обмороком за рулем рисков и предполагали довольно короткий период наблюдения (в среднем – менее одного года). Кроме того, большинство участников были моложе 70 лет, так что неизвестно, можно ли распространить полученные данные на пожилых водителей. Наконец, очень важным недостатком является отсутствие информации о том, получали ли участники исследования какие-то конкретные рекомендации касательно управления автомобилем, в чем они заключались и следовали ли им водители. Тем не менее, в канадской провинции Альберта, где жили 170 из 418 пациентов, после обморока пациентам крайне редко дают рекомендации воздержаться от управления автомобилем более, чем на одну неделю. С другой стороны, в обсуждаемый анализ вошла наиболее крупная из опубликованных на данный момент когорта пациентов, и период наблюдения имеет, с точки зрения авторов, разумную продолжительность для принятия клинического решения. Тем не менее, для более точной оценки риска и создания обоснованных рекомендаций для пациентов с обмороками необходимы значительно более крупные проспективные исследования.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ
ИЗМЕНЕНО: 15.02.2016 ПРОСМОТРЕЛИ: 738
Реклама
Реклама
Реклама