Реклама
Реклама
Реклама

Группа крови и риск сосудистых заболеваний

Как показало исследование с участием 1,1 миллиона доноров крови, обладатели всех групп крови по системе ABО, кроме первой (О), имеют достоверно повышенный риск венозных тромбоэмболий и сердечно-сосудистых осложнений. В этой крупной популяции здоровых людей, каковыми априори считаются доноры крови, на различия между группами крови приходилось от 30 до 40% риска венозных тромбозов и тромбоэмболий.  Авторы исследования (исследовательская группа из Каролинского института, Швеция) считают, что это очень значимо, и что редко удается обнаружить индивидуальный фактор риска с таким значимым вкладом в риск для общей популяции. 

На индивидуальном уровне риски были относительно невелики и, так что повышение риска для обладателей второй, третьей и четвертой групп крови было, разумеется, далеко от вероятности развития рака груди у носительниц мутаций BRCA1/2 , которая достигает 40%-80%. Впрочем, следует помнить, что вышеупомянутые мутации присутствуют у относительно небольшого числа женщин, а ненулевую группу крови имеет 60%-70% популяции. Так что, хотя на индивидуальном уровне этот фактор риска не слишком значим, на уровне популяции он, несомненно, является важным фактором или маркером риска. Как следствие, группа крови по системе ABO может использоваться при оценке риска тромбозов и включаться в уже существующие прогностические модели, хотя для подтверждения валидности такого подхода будут необходимы дополнительные исследования. Авторы не исключают также, что придется потратить довольно много усилий на привлечение интереса практикующих врачей к этому новому прогностическому маркеру, поскольку, в отличие от широкой общественности, медицинское сообщество более склонно игнорировать те факторы риска, которые мы не можем изменить.

В основу обсуждаемого исследования легла совместная шведско-датская база данных SCANDAT, которая была создана на гранты со стороны Шведского научно-исследовательского совета, Шведского сердечно-легочного фонда, Шведского общества медицинских исследований и Датского научно-исследовательского совета.  Из этой базы данных в обсуждаемый анализ были включены 1 112 072 донора крови из Швеции и Дании за период с 1987 по 2012гг., что делает эту работу наиболее крупным на данный момент исследованием по изучению ассоциаций между группами крови по системе ABO и патологией вен и артерий.

Более ранние и мелкие работы также показали наличие такой ассоциации, но их значительная часть была выполнена в госпитальных условиях в присутствии важных сопутствующих заболеваний и прочих факторов риска, таких как курение и ожирение, а также нарушения со стороны VIII фактора и фактора фон Виллебранда. Так что исследование с участием здоровых доноров имеет значительное преимущество с точки зрения оценки именно собственного эффекта групп крови.

На момент включения в исследования средний возраст доноров крови составлял 33 года, 51,4% из них были женщинами; у 665 952 участников были группы крови A(II), B (III) или AB (IV), а у 446 120 человек была O (I) группа крови. В общей сложности в течение 13,6 миллионов человеко-лет наблюдения произошло 9170 случаев венозных тромбозов и эмболий и 24 653 артериальных сосудистых катастрофы.

Коэффициент частоты заболеваний (КЧЗ) был наиболее высоким для венозных событий. После учета возраста, пола, календарного периода, страны и сопутствующих заболеваний ЧКЗ для венозного тромбоэмболизма (ВТЭ) во всех возрастных группах вместе составил 1,80 (95% ДИ 1,71–1,88) для ненулевых групп крови по сравнению с O (I) группой. Степень повышения риска была аналогичной для тромбоэмболии легочной артерии (КЧЗ 1,75; 95% ДИ 1,64–1,86) и тромбоза глубоких вен (КЧЗ 1,92; 95% ДИ 1,80–2,05), но несколько более высокой для ВТЭ на фоне беременностей или абортов (КЧЗ 2,22; 95% ДИ 1,76–2,78). 

Хотя для артериальных событий относительные риски были ниже, чем для венозных, различия между группами крови все же были достоверными как для инфаркта миокарда (КЧЗ 1,10; 95% ДИ 1,05–1,14), так и для инсульта (КЧЗ 1,07; 95% ДИ 1,02–1,12) с более высокими показателями у носителей ненулевых групп крови по сравнению с нулевой.

При раздельном анализе ненулевых групп крови и сопоставлении их с O (I) группой оказалось, что степень повышения риска ВТЭ была примерно одинаковой у доноров с A (II) и B (III) группами, которые могут быть носителями аллеля O, но значительно повышалась у доноров четвертой группы (AB), которые не могут иметь этого аллеля. 

В целом, полученные результаты позволяют предположить, что группа крови по системе ABO является независимым фактором риска как для венозного тромбоэмболизма, так и для артериальных сосудистых событий. Действие этого фактора риска может быть опосредовано другими генетическими особенностями, но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что обнаруженная зависимость не связана с сопутствующими заболеваниями.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ
ИЗМЕНЕНО: 10.07.2017 ПРОСМОТРЕЛИ: 6911
Реклама
Реклама
Реклама
Развернуть блок