Реклама
Реклама
Реклама

Смерти детей в самолетах пассажирских авиалиний

Новость, которая недавно была опубликована в СМИ, взволновала и шокировала многих родителей. Пугающие заголовки, типа "Младенцы умирают в самолетах чаще всего" – встревожили многих людей.

Эти новости были вызваны последним исследованием, результаты которого показали, что 90% случаев смерти детей в самолетах – касались детей до двух лет жизни. Авторы этих статей даже рекомендовали родителям маленьких детей избегать полетов в самолетах, чтобы их младенец не погиб. [1]

Дополнительная информация: Безопасное путешествие с детьми. 

Этот случай является очень показательным примером того, как непрофессиональная интерпретация научных исследований может приводить к грубым ошибкам и неверным клиническим рекомендациям.

Если обратиться к первоисточнику статьи [2], то и его суть, и выводы из него – предстают совсем в другом свете.

Дополнительная информация: Оценка качества медицинских исследований 

Целью данного исследования было изучить частоту гибели пассажиров детского возраста на самолетах коммерческих авиалиний по всему миру. Использовались данные 74 авиакомпаний, то есть около 35% всех международных и внутренних коммерческих воздушных пассажирских авиакомпаний.

Исследование охватывало период с января 2010 года по июнь 2013г. (3,5 года), и 3 780 000 000 пассажиров. В течение этого времени на исследуемых авиалиниях произошло 81 104 медицинские чрезвычайные ситуации в рейсах, из которых 7573 случая (9,3%) касались происшествий с детьми. Только 10 детей (0,13%) из этих 7573 случаев, погибли.

Четыре из этих десяти смертей были вызваны заранее известными медицинскими проблемами, 2 из них произошли во время перелета с целью получения доступа к передовой медицинской помощи. Из 10 детей, которые умерли во время полетов, 9 имели возраст от 1 до 14 месяцев, и один – возраст 15 лет.

Средняя продолжительность рейсов, сопровождавшихся смертью детей, была 7 часов. Большинство смертельных случаев во время полета произошли на крупных авиалайнерах, во время дальних перелетов. Четыре смерти произошли у младенцев с неясной историей болезни - ученым, проводившим это исследование, не удалось получить ни медицинскую карту детей, ни результат патологоанатомического обследования, потому нет возможности определить, были ли эти смерти связаны непосредственно с полетом, или лишь совпали с ним по времени.

Авторы этого исследования приходят к выводу, что смерти детей в пассажирских авиалайнерах чрезвычайно редки, но, в тех случаях, когда это все же происходит, умирают чаще дети до двух лет жизни, с заранее существующим медицинским заболеванием. Второй вывод говорит о том, что «высокая доля погибших ранее здоровых детей в возрасте до 2 лет вызывает определенный интерес, и может указывать на существование уязвимых перед полетами групп детей, у которых риск смерти является повышенным, или же на существование какого-либо, неизвестного пока, фактора риска».

Дополнительная информация: Аптечка малыша 

…Для родителей маленького ребенка, которые планируют авиаперелет, новостной заголовок о младенческой смертности во время полета - может быть пугающим. Вывод о том, что 90% детских смертей во время полета касались детей до двух лет – может выглядеть как доказательство высокой степени риска смерти их младенца в полете.

Но насколько высок этот риск на самом деле? Давайте еще раз присмотримся к цифрам. Во-первых, ситуации, когда в полете требуется медицинская помощь – крайне редки, и составляют лишь 81 000 случаев на 3,8 млрд пассажиров (0,002%) за 3,5 года исследования. Из них меньшинство (9,3%) касается детей, и лишь 10 случаев (0,13%) из всех этих педиатрических чрезвычайных ситуаций - закончились смертью во время полета. Безусловно, эти 10 смертей важны, но нельзя говорить, что смерть ребенка во время полета происходит часто.

И само исследование, и новостные статьи, основанные на нем, обоснованно утверждают, что 90% педиатрических смертей в полете случились в возрасте до 2 лет, то есть в возрасте, когда дети еще путешествуют на коленях у родителей. Однако эта информация часто подается искаженной, и вырванной из контекста. Первое, на что следовало бы обратить внимание – это чрезвычайная редкость таких смертей. Второе: ни новостные статьи, ни даже абстракт исследования – не упоминает, что 9 из 10 случаев смерти произошли в крупных широкофюзеляжных самолетах во время длинных (в среднем 7 часов) рейсов. Третье: новостные ленты обошли вниманием тот факт, что младенческая смертность вовсе не была зафиксирована на коротких рейсах.

Изучение фактических причин смерти - не было целью этого исследования. Но следует отметить, что у 4 детей, которые ранее всегда расценивались как здоровые, были внезапно обнаружены остановка дыхания и отсутствие пульса, которые произошли во время сна ребенка. Все это является классическим сценарием, который называется «синдром внезапной младенческой смерти».

Дополнительная информация: Факторы риска синдрома внезапной смерти у детей 

Известно, что атмосферное давление салоне самолета во время полета эквивалентно высоте 6000-8000 метров над уровнем моря, и приводит к снижению насыщения крови кислородом, которое было засвидетельствовано в предыдущих исследованиях [3]. Нет доступной информации, чтобы делать какие-то выводы, о причинах смерти. Но тот факт, что это были продолжительные рейсы, позволяет предположить, что родитель и ребенок засыпали во время полета. Поэтому можно предположить далее, что сон младенца на коленях у родителя может быть фактором риска. Чисто теоретически, можно сделать предположение, что этих четырех смертей могло не произойти, если бы младенцы летели в специальном отдельном младенческом сиденье.

Однако это единственный неприятный вывод из этого исследования. В остальном – результаты исследования напротив, следовало бы считать весьма позитивными. Ведь из более трех миллиардов пассажиров самолетов погибли лишь десять детей – сопоставьте эти цифры со смертностью детей в автомобильных авариях, и вы поймете, что самолет это несравнимо более безопасный способ передвижения с младенцем.

…Будь то статья в СМИ, или абстракт исследования – важно не вырывать факты и цифры из контекста при интерпретации полученных результатов. А подача научных данных в «сенсационной» форме – по определению является скользким путем. Чтение научных новостей должно давать людям объективную информацию и подталкивать к правильному поведению и образу жизни, а не множить мифы и необоснованные страхи. Редакторам СМИ следовало бы об этом задуматься.

Источник.
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ
ИЗМЕНЕНО: 29.09.2014 ПРОСМОТРЕЛИ: 1343
Реклама
Реклама
Реклама