Новость, которая недавно была опубликована в СМИ, взволновала и шокировала многих родителей. Пугающие заголовки, типа "Младенцы умирают в самолетах чаще всего" – встревожили многих людей.
Эти новости были вызваны последним исследованием, результаты которого показали, что 90% случаев смерти детей в самолетах – касались детей до двух лет жизни. Авторы этих статей даже рекомендовали родителям маленьких детей избегать полетов в самолетах, чтобы их младенец не погиб. [1]
Этот случай является очень показательным примером того, как непрофессиональная интерпретация научных исследований может приводить к грубым ошибкам и неверным клиническим рекомендациям.
Если обратиться к первоисточнику статьи [2], то и его суть, и выводы из него – предстают совсем в другом свете.
Целью данного исследования было изучить частоту гибели пассажиров детского возраста на самолетах коммерческих авиалиний по всему миру. Использовались данные 74 авиакомпаний, то есть около 35% всех международных и внутренних коммерческих воздушных пассажирских авиакомпаний.
Исследование охватывало период с января 2010 года по июнь 2013г. (3,5 года), и 3 780 000 000 пассажиров. В течение этого времени на исследуемых авиалиниях произошло 81 104 медицинские чрезвычайные ситуации в рейсах, из которых 7573 случая (9,3%) касались происшествий с детьми. Только 10 детей (0,13%) из этих 7573 случаев, погибли.
Четыре из этих десяти смертей были вызваны заранее известными медицинскими проблемами, 2 из них произошли во время перелета с целью получения доступа к передовой медицинской помощи. Из 10 детей, которые умерли во время полетов, 9 имели возраст от 1 до 14 месяцев, и один – возраст 15 лет.
Средняя продолжительность рейсов, сопровождавшихся смертью детей, была 7 часов. Большинство смертельных случаев во время полета произошли на крупных авиалайнерах, во время дальних перелетов. Четыре смерти произошли у младенцев с неясной историей болезни - ученым, проводившим это исследование, не удалось получить ни медицинскую карту детей, ни результат патологоанатомического обследования, потому нет возможности определить, были ли эти смерти связаны непосредственно с полетом, или лишь совпали с ним по времени.
Авторы этого исследования приходят к выводу, что смерти детей в пассажирских авиалайнерах чрезвычайно редки, но, в тех случаях, когда это все же происходит, умирают чаще дети до двух лет жизни, с заранее существующим медицинским заболеванием. Второй вывод говорит о том, что «высокая доля погибших ранее здоровых детей в возрасте до 2 лет вызывает определенный интерес, и может указывать на существование уязвимых перед полетами групп детей, у которых риск смерти является повышенным, или же на существование какого-либо, неизвестного пока, фактора риска».
…Для родителей маленького ребенка, которые планируют авиаперелет, новостной заголовок о младенческой смертности во время полета - может быть пугающим. Вывод о том, что 90% детских смертей во время полета касались детей до двух лет – может выглядеть как доказательство высокой степени риска смерти их младенца в полете.
Но насколько высок этот риск на самом деле? Давайте еще раз присмотримся к цифрам. Во-первых, ситуации, когда в полете требуется медицинская помощь – крайне редки, и составляют лишь 81 000 случаев на 3,8 млрд пассажиров (0,002%) за 3,5 года исследования. Из них меньшинство (9,3%) касается детей, и лишь 10 случаев (0,13%) из всех этих педиатрических чрезвычайных ситуаций - закончились смертью во время полета. Безусловно, эти 10 смертей важны, но нельзя говорить, что смерть ребенка во время полета происходит часто.
И само исследование, и новостные статьи, основанные на нем, обоснованно утверждают, что 90% педиатрических смертей в полете случились в возрасте до 2 лет, то есть в возрасте, когда дети еще путешествуют на коленях у родителей. Однако эта информация часто подается искаженной, и вырванной из контекста. Первое, на что следовало бы обратить внимание – это чрезвычайная редкость таких смертей. Второе: ни новостные статьи, ни даже абстракт исследования – не упоминает, что 9 из 10 случаев смерти произошли в крупных широкофюзеляжных самолетах во время длинных (в среднем 7 часов) рейсов. Третье: новостные ленты обошли вниманием тот факт, что младенческая смертность вовсе не была зафиксирована на коротких рейсах.
Изучение фактических причин смерти - не было целью этого исследования. Но следует отметить, что у 4 детей, которые ранее всегда расценивались как здоровые, были внезапно обнаружены остановка дыхания и отсутствие пульса, которые произошли во время сна ребенка. Все это является классическим сценарием, который называется «синдром внезапной младенческой смерти».
Известно, что атмосферное давление салоне самолета во время полета эквивалентно высоте 6000-8000 метров над уровнем моря, и приводит к снижению насыщения крови кислородом, которое было засвидетельствовано в предыдущих исследованиях [3]. Нет доступной информации, чтобы делать какие-то выводы, о причинах смерти. Но тот факт, что это были продолжительные рейсы, позволяет предположить, что родитель и ребенок засыпали во время полета. Поэтому можно предположить далее, что сон младенца на коленях у родителя может быть фактором риска. Чисто теоретически, можно сделать предположение, что этих четырех смертей могло не произойти, если бы младенцы летели в специальном отдельном младенческом сиденье.
Однако это единственный неприятный вывод из этого исследования. В остальном – результаты исследования напротив, следовало бы считать весьма позитивными. Ведь из более трех миллиардов пассажиров самолетов погибли лишь десять детей – сопоставьте эти цифры со смертностью детей в автомобильных авариях, и вы поймете, что самолет это несравнимо более безопасный способ передвижения с младенцем.
…Будь то статья в СМИ, или абстракт исследования – важно не вырывать факты и цифры из контекста при интерпретации полученных результатов. А подача научных данных в «сенсационной» форме – по определению является скользким путем. Чтение научных новостей должно давать людям объективную информацию и подталкивать к правильному поведению и образу жизни, а не множить мифы и необоснованные страхи. Редакторам СМИ следовало бы об этом задуматься.