Реклама
Реклама
Реклама

О важности раннего выявления аутизма. Симптомы и признаки

Аутизм — это расстройство, которое критически важно как можно раньше распознать и как можно раньше начать правильно лечить. Понятно, что так можно сказать практически о любом заболевании в принципе, но в данном случае на весах нормальное будущее адаптированного, самостоятельного человека или будущее инвалида, у которого руки-ноги-голова и даже, возможно, таланты и способности - на месте, но он все равно не востребован в социуме, потому что органически не способен САМ учиться общаться и его надо учить этому специально: адекватно выражать себя и понимать, что означают слова и действия других людей. 

Заведующий психотерапевтическим отделением клиники «Мацпен» (Тель-Авив, Израиль), специалист по детскому аутизму Виталий Тевелев: 

Заведующий психотерапевтическим отделением клиники «Мацпен» (Тель-Авив, Израиль), специалист по детскому аутизму Виталий Тевелев

«Последние годы самые частые случаи обращений из России и стран СНГ - по поводу аутизма. Это просто какая-то эпидемия. К сожалению, в странах СНГ, насколько мы видим это по пациентам, которые едут к нам, ранняя диагностика аутизма налажена не очень хорошо. Обычно ребенку ставят инвалидность (детская шизофрения) и потом много лет «глушат» психику сильнодействующими препаратами. Такими современными методиками, как ABA-терапия, пока мало кто пользуется. В крупных городах, Москве, Петербурге, можно отыскать специалиста, но это не массовое явление. В небольших городах о такой терапии слышали, но специалистов еще нет. В России дети-аутисты зачастую так и не начинают говорить, что уже не встречается ни на Западе, ни у нас, в Израиле. Аутисты — это не больные дети, они просто другие, у них мозг работает по-другому. Они не способны сами собой, без помощи и терапии, влиться в эту жизнь так, как обычные дети. Но аутиста можно научить, его можно приспособить. На Западе и в Израиле аутист вырастает приспособленным к жизни и интегрированным в общество. Очень и очень многие из них получают образование, идут в армию, вполне успешно работают и сами себя обеспечивают». 

Ранняя диагностика и корректирующие программы для ребенка-аутиста — это его путевка в нормальную жизнь. Если дотянуть до возраста 5-7-10 лет, то будущее аутиста — еще один «невидимый инвалид», у которого вроде и руки, и ноги, и голова на месте, но к обществу и социуму он вообще не приспособлен. Учитывая это, родителям обязательно нужно знать, на что и в каком возрасте обращать внимание, чтобы при необходимости быстро обратиться за помощью. 

Сразу стоит оговориться, что полное излечение аутизма невозможно ни в Израиле, ни в США, ни где-либо еще: медицина пока не знает способа превратить человека с аутизмом в человека без аутизма. Но есть огромная разница между ребенком, с которым занимались в Израиле по современным методикам, которому прививали необходимые навыки (в том числе и социальные), и ребенком-аутистом, которого просто глушили лекарствами — часто такие дети к десятилетнему возрасту все еще не говорят! 


В каком возрасте можно заметить первые признаки аутизма? 

Существуют исследования, согласно которым развитие аутизма можно с какой-то степенью вероятности предположить по скорости роста плода в одном из триместров беременности. Также существуют методы генетической диагностики, но они пока дают недостоверные и неполные результаты. Поэтому в мировой врачебной практике аутизм диагностируют по изменениям в поведении ребенка в одном из трех периодов: 
  • Первые проявления уже в течение первого года жизни, достоверный диагноз ставится к 2-3 годам. 
  • Нормальное развитие до 2-3 лет, а затем резкая остановка. 
  • Нормальное развитие до 5 лет, а затем очень быстрый регресс (ребенок перестает говорить, замыкается в себе, теряет навыки самообслуживания). 


Стоит понимать, что аутизм не может быть вызван внешними причинами (прививкой, стрессом, испугом и т.п.). Это сбой в генетической программе развития мозга, который возникает и записывается в ДНК фактически в момент зачатия — или во время внутриутробного развития, если плод подвергался воздействию некоторых вирусов или ядовитых веществ. 

ВАЖНО: Прививки и аутизм

Итак, мы определились с критическими возрастными периодами, когда родителям нужно быть особенно внимательными. Теперь давайте разберем основные признаки аутизма. 


Основной признак аутизма: на что обращать внимание? 

На самом деле основной признак у аутизма один, а все остальные относятся ко вторичным.Основной признак аутизма — это отсутствие или нарушение контакта с окружающими. Родителям обязательно нужно запомнить, что речь не в возрасте, в котором ребенок начинает говорить. Не говорит в 1,5 года, не говорит в 2, но при этом охотно идет на эмоциональный контакт, смотрит в глаза, пользуется жестами и активно коммуницирует, пусть и без слов? Ну, возможно, у ребенка есть какие-то нарушения развития (далеко не всегда опасные и даже значимые), но это не аутизм. Также нужно понимать, что аутизм проявляется в любой обстановке, а не в какой-то специфической. Если в детском саду или в песочнице ребенок замкнут и не общается с другими детьми, а дома ведет себя нормально, то он никак не может оказаться аутистом. 


Вторичные симптомы аутизма 

Все остальные признаки аутизма гораздо менее показательны. Тем не менее, знать их нужно: это позволит более достоверно отличить обычную замкнутость или задержку речевого развития от аутизма. В возрасте 1-1,5 лет особенно сложно понять, из-за чего ребенок капризничает или как-то странно себя ведет, а второстепенные признаки аутизма достаточно характерны и позволяют отличить особенности и индивидуальные черты личности от заболевания. 
  • Нарушения мелкой и грубой моторики — если ребенок не прыгает, с трудом поднимается по лестнице, все роняет, не может ухватить предметы, то обязательно стоит показать его врачу-невропатологу. Тем не менее, только в сочетании с другими симптомами аутизма (и, в первую очередь, с основным) нарушения моторики можно счесть указывающими именно на аутизм. Сами по себе они могут быть вызваны сотнями различных причин, как серьезных, так и не очень. 
  • Обостренная чувствительность — ребенок-аутист может проявлять отвращение к какой-то строго определенной еде, причем не часто не из-за вкуса, а из-за текстуры или внешнего вида. То же относится и к одежде: если ребенок отказывается надевать что-то конкретное — например, комбинезон (или, наоборот, раздельно штаны и курточку), то это тоже может быть стоящим внимания признаком. Иногда ребенок отказывается носить одежду, пока с нее не срежут ярлычок, даже самый маленький и незаметный. Очень распространена острая реакция на громкий шум, особенно механический, конкретные запахи. Иногда ребенок плохо переносит любые изменения — в распорядке дня, перестановку мебели, замену тарелки или ложки и т.п. 
  • Особенности восприятия — этот признак достаточно сложно распознать, особенно в раннем возрасте. Но иногда можно заметить, что ребенок видит какие-то детали, но не понимает целой картины. Например, смотрит на фотографию лица, но не распознает человека, а видит только глаз или нос. Также ребенок может не ассоциировать предметы с их качествами: не понимает, что нож — острый, что машина может сбить. 
  • Особенности общения и поведения — ребенок может совершать стереотипные движения, механически повторять какие-то слова, в том числе и обращенные к нему, играть только с определенными игрушками, причем без сюжета, а просто передвигая их. Иногда ребенок проводит очень много времени, сортируя предметы. Дети-аутисты не понимают эмоций других людей и неадекватно реагируют: смехом на плач или плачем на смех. Также аутисты склонны привязываться (если вообще привязываются) к людям, которые заботятся об их ежедневных потребностях, и если это няня, а не родители, то они не войдут в круг «приближенных». Ребенок сопротивляется объятиям и прикосновениям, редко улыбается, не смотрит в глаза. Его невозможно заставить или уговорить сделать то, что ему не нравится (например, съесть какое-то нелюбимое блюдо или надеть ненавистный предмет одежды). 

Отдельно стоит выделить несколько признаков, на которые стоит обращать внимание в раннем возрасте: 
  • отсутствие заинтересованности в прикосновениях или отрицательная реакция на них; 
  • отсутствие интереса к лицам родителей; 
  • отсутствие предвосхищающей позы (не тянет ручки, когда его собираются взять на руки); 
  • отсутствие улыбки или ее адекватной обусловленности. 


Подтверждение диагноза и лечение 

Безусловно, поставить правильный диагноз может только врач. К сожалению, в России аутизм очень часто неправильно диагностируют (например, ставят вместо него шизофрению, которая сама по себе - очень редко встречается у детей), после чего, к 18 годам, дают инвалидность и практически всегда неправильно лечат (ударными дозировками психотропных препаратов). Результаты могут быть весьма удручающими. Поэтому при подозрении на аутизм есть смысл обратиться за вторым мнением. И если есть такая возможность - за мнением специалистов из других стран, в том числе. 

С ребёнком с аутизмом должны работать сразу несколько специалистов. Это далеко не один логопед. Но ещё и психотерапевт, и инструкторы, которые занимаются как с ребенком, так и с родителями. Это насыщенная программа лечения на 2-3 месяца, чтобы снять агрессию, научить самообслуживанию, элементарному общению, заложить основу для развития. А потом ещё 10-15 лет упорных, терпеливых занятий. Аутизм далеко не всегда ведет к задержке в развитии, часто аутисты очень талантливы и высокоинтеллектуальны. Главное — раскрыть этот потенциал, научить ребенка базовым навыкам общения, сделать их для него понятными и нужными, правильно его замотивировать. А также дать родителям чёткую программу действий: чтобы они не бегали на коротком поводке, исполняя все прихоти и боясь вызвать агрессию, а направляли ребёнка. 


Вывод 

Родителям ни в коем случае не стоит впадать в паранойю и в малейших проявлениях безразличия у двухмесячного ребенка «распознавать» аутизм. Тем не менее, это распространенное заболевание — особенно у мальчиков. Так что ответственным родителям просто необходимо знать, за какими признаками стоит наблюдать. 

Автор - Виталий Тевелев, заведующий психотерапевтическим отделением клиники «Мацпен». Психотерапевт, доктор философии, закончил Университет Бар-Илан по специальности клинический криминолог. Выпускник программы Йоркского Университета (Канада) «Психотерапия, сфокусированная на эмоциях». 
Член Ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов (АКПП), специализируется на детской и подростковой психотерапии, выпускник медицинской кафедры Тель-Авивского университета (детской и подростковой психиатрии), автор многих исследований и статей, преподаватель в медицинских ВУЗах Тель-Авива. 
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ
ИЗМЕНЕНО: 02.07.2016 ПРОСМОТРЕЛИ: 3366
Реклама
Реклама
Реклама