Реклама
Реклама
Реклама
Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Форум » Другие медицинские вопросы » Организация здравоохранения » Вопросы специалисту
Страницы: 1
RSS
Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении, от министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой
"Hi-Med. Высокие технологии в медицине", N 11,
май-июнь, 2012
Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении
7 мая 2012 г. президентом Российской Федерации В.В.Путиным был подписан указ N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", согласно которому необходимо "разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения РФ медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах РФ программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей".
Какова роль модернизации для пациента? Это и доступность необходимой медицинской помощи, и государственные гарантии бесплатного ее оказания в должном объеме, и возможность получать ее у высококвалифицированных медработников, а также доступ к современным эффективным медицинским технологиям.
В связи с этим выработана единая кадровая политика, которая предполагает:
- повышение профессионального уровня врачей и среднего медперсонала;
- повышение мотивации к качественной работе - оказанию качественной медицинской помощи - при устранении нелегитимных платежей населения;
- развитие профессионального менеджмента на соответствующих уровнях управления отраслью;
- устранение кадровых дисбалансов в отрасли:
- изменение соотношения числа врачей к числу медсестер до 1:3 и более (по ряду направлений);
- обеспечение баланса рабочих мест в соответствии с реальными потребностями трехуровневой системы оказания медицинской помощи (прежде всего устранение острого кадрового дефицита в первичном звене, особенно в удаленных районах страны и в сельской местности);
- оптимизация пропорций среди представителей отдельных медицинских специальностей.
Согласно отчетности по кадровым ресурсам, в системе здравоохранения РФ в 2011 г. численность врачей составила 619400 человек, а среднего медперсонала - 1320000 человек.
На сегодняшний день медицинские и фармацевтические кадры в России готовят 47 образовательных учреждений. Ежегодно в них принимается 20 тыс. абитуриентов по программам высшего профессионального образования по специальностям укрупненной группы "Здравоохранение", 24 тыс. человек - по программам послевузовского профессионального образования (в том числе интернатура - 16 тыс., ординатура - 6 тыс. мест). По программам дополнительного профессионального образования обучается 160 тыс. врачей и провизоров.
Специальные знания по программам среднего профессионального образования получают 8900 студентов, высшего - 127100 человек (в том числе 117900 - на "дневных" факультетах), послевузовского - 35200 врачей и провизоров.
За последние годы отмечается не очень благоприятное отношение студентов и учащихся колледжей и училищ к образовательному процессу. Во-первых, исходно, как показывают социологические опросы, студенты менее мотивированы. Возможно, это отчасти связано с внедрением системы ЕГЭ, поскольку иногда выбор вуза - не целенаправленный, а в соответствии с количеством набранных баллов. Увеличился отток в академический отпуск из-за неуспеваемости студентов разных курсов. Снижается количество трудоустроенных выпускников. Не очень сильна мотивация со стороны работодателей - органов управления здравоохранением в субъектах РФ. Прежде всего, они заявляют о том, что это связано с плохим уровнем подготовки выпускников вузов. Их приходится доучивать или переучивать в тех медицинских организациях, куда они приходят. В этой связи уже начата работа по повышению качества образования в медицинских вузах и сузах. Она должна быть продолжена и в дальнейшем.
Так, с сентября 2011 г. обучение студентов вузов началось по новым образовательным стандартам третьего поколения. Эти стандарты создавались всем нашим медицинским и профессорско-преподавательским сообществом. Они были согласованы с Министерством образования и науки и утверждены им. Третье поколение стандартов отличается от второго, прежде всего увеличением доли практической подготовки - начиная с младших курсов студенты обучаются в специальных симуляционных тренинговых центрах. Также отдельный тренд - развитие и дооснащение клинических баз и клиник.
Задача повышения уровня практической подготовки в вузах и средних учебных заведениях не может быть реализована без инновационных методов обучения. В связи с этим проводится смысловое обновление программ по медицинским специальностям на основе сравнительного анализа с программами ведущих университетов мира (в текущем режиме до 2014 г.). Также приводится в соответствие перечень знаний и умений выпускника с профессиональными стандартами и стандартами медицинской помощи в амбулаторных условиях (для врачей первичного звена здравоохранения) (до 2014 г.). Хочется особо отметить вклад Н.Б.Найговзиной - директора департамента социального развития правительства РФ, являющейся председателем организационного комитета Всероссийского общественного форума медицинских работников (2012 г.), которая разработала особые подходы к внедрению инновационных методов практической подготовки (рис. 1). Подготовленное Н.Б.Найговзиной издание должно быть широко распространено среди сотрудников образовательных учреждений.
 Проблемно- ┌───────┐ Практические
        ориентированное      │        │            занятия
     обучение на основе      │        │      со стандарти-
          моделирования      │        │          зованными
   клинических ситуаций      │            ├────\ пациентами
       и формулирования      │            ├────/ ----------
тактики диагностики  │                    │
             и лечения /────┤       │      Использование
   -------------------- \────┤ │ симуляционных
Объективно- │ │ компьютерных
структурированный │ ├────\ обучающих программ
    клинический экзамен │ ├────/ --------------------
          на тренажерах      │       │                          
    симуляционных │ │ Клинический экзамен
обучающих классов, /────┤ ├────\ у постели больного
                центров \────┤       ├────/                    
   ──────────────────────────┴───────┴─────────────────────────­─
Рис. 1. Инновационные методы обучения
Прежде всего это обучение, основанное на моделировании клинических ситуаций, и формулирование тактики диагностики и лечения, что было во времена СССР и в системе здравоохранения, и в системе образования. Предполагается проведение объективно-структурированного клинического экзамена на тренажерах в симуляционных обучающих классах, центрах; практических занятий со стандартизованными пациентами (отбор для факультетских специальностей стандартизованных пациентов - это большой труд); использование симуляционных компьютерных обучающих программ, а также проведение клинического экзамена у постели больного.
За последние несколько месяцев Министерством здравоохранения и социального развития был проведен слепой выборочный анализ учебных планов и рабочих программ большинства медицинских вузов нашей страны. Выяснилось, что те учебные программы, по которым студенты учатся, далеко не всегда соответствуют современным требованиям. За редким исключением уровень знаний студентов соответствовал середине 80-х годов с минимумом информации о современных методах лечения и препаратах.
В этой связи перед нами стоит глобальная задача - обновить все учебные программы (начиная с программ вузовского обучения по восьми базовым специальностям). Для этого создаются группы из наших ведущих специалистов по каждому направлению (привлекаются не только преподаватели вузов, но и представители научных центров РАМН и Министерства здравоохранения. Проводится сравнительный анализ с программами обучения пяти ведущих медицинских университетов мира - трех европейских (Хайдельберг (Германия), Сорбонна (Франция), Кембридж (Великобритания)) и двух американских - для того чтобы посмотреть уровень подготовки и критериев аккредитации выпускаемых специалистов. После этого запланировано проведение скрининга уровня знаний наших преподавателей.
Важно отметить значимость состыковки и стандартов оказания профессиональной медицинской помощи с государственными образовательными стандартами. Согласно указу N 598 президента РФ от 7 мая 2012 г., дано задание по всем отраслям народного хозяйства "утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов", "разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов". Что касается здравоохранения, то это первоочередная задача, без решения которой мы не можем двигаться дальше. Если мы обновим учебные программы, это еще не значит, что тот профессорско-преподавательский состав в тех вузах, которые у нас есть, сможет их реализовывать. Поэтому запланированы курсы повышения квалификации для преподавателей всех вузов, а также проведение переподготовки преподавателей в ближайшие два учебных года. Мотивацию качественной работы преподавателей в вузах снижает мизерный размер заработной платы. В связи с этим В.В.Путиным принято решение до 2018 г. повысить ее профессорско-преподавательскому составу до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе страны.
Врач - особая профессия. Поэтому важно восстановление морального облика российского врача, повышение значимости этического кодекса и клятвы Гиппократа, укрепление приверженности профессии и профессиональному сообществу. В этой связи особую значимость приобретает воспитательная работа. Ее нужно восстанавливать в каждом вузе и среднем учебном заведении. В этом направлении мы видим два основных вектора. Первый - комплексная воспитательная работа в самом образовательном учреждении, которая не должна быть проведена формально (формирование здорового образа жизни, развитие студенческого спорта, возобновление трудовой практики, которая заставляла концентрироваться на полезной деятельности, привлечение студентов к научному творчеству).
Второй вектор - разработка механизмов "вступления в профессиональное медицинское сообщество", посвящение в гильдию медработников и профессиональное воспитание (внедрение системы наставничества, приобщение к профессиональной и корпоративной этике, корпоративная ответственность, профессиональные конкурсы и награды и др.).
С учетом инновационного развития здравоохранения и биомедицины ведущие вузы нашей страны должны стать центром научно-образовательных кластеров, которые должны включать в себя и центр трансплантационной медицины, и доклинической медицины, и клинической. Активное приобщение студентов, начиная с младших курсов к научно-исследовательской работе и придание креативности образованию - очень мощный фактор воспитательной работы.
     
Существует и такой аспект воспитательной работы, как привлечение к медицинской практической деятельности по мере взросления и формирования врача, в том числе разрешение студентам старших курсов работать на должностях среднего медицинского персонала после сдачи специальных тестов. В настоящее время в стандартах второго поколения у нас существует два механизма послевузовской подготовки: интернатура в течение года или ординатура в течение двух лет. В определенных случаях можно пройти ординатуру после интернатуры, которая заканчивается получением сертификата специалиста и права на профессиональную деятельность.
С 2016 г. из вуза будут выходить уже специалисты, обученные по стандартам третьего поколения. Они составлены со значительным увеличением доли практической подготовки: на 6-м курсе студенты будут работать на должностях врачей первичного звена здравоохранения (амбулаторный участковый терапевт, участковый педиатр, общий стоматолог)

Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)
Развернуть блок