В коровьем навозе обнаружено множество генов антибиотикорезистентности.

Ранее неизвестные гены устойчивости к антибиотикам были обнаружены в бактериях кишок дойных коров. Коровий навоз, который обычно используется фермерами в качестве удобрения почвы, может способствовать попаданию этих бактерий в почву, на которой выращивается пища для человека.

Подавляющее большинство генов антибиотикорезистентности в настоящее время не представляет никакой угрозы для людей, так как бактерии, содержащие их, безвредны для человека.

Но не исключено, что эти гены могут появиться у патогенных микроорганизмов, что приведет к возникновению заболеваний, трудно поддающихся антибиотикотерапии

Ученые из США провели исследование, с целью выяснить – не приведет ли использование навоза в качестве удобрения к распространению генов антибиотикорезистентности в экосистеме. Они опубликовали свои результаты в журнале mBio.

"Поскольку существует сходство между генами антибиотикорезистентности встречающимися в экологических бактериях, и генами стационарной флоры, мы решили выяснить, какие бактерии попадают в окружающую среду из навозного удобрения", - объясняет Fabienne Wichmann, ведущий автор этого исследования. Коровий навоз имеет около 80 генов устойчивости к антибиотикам.

Когда учение добавляли эти гены к лабораторным штаммам Escherichia coli, эта бактерия становилась устойчивой к антибиотикам включая бета-лактамы (например, пенициллин), аминогликозиды, тетрациклин и хлорамфеникол.

Когда исследователи секвенировали эти 80 антибиотикоустойчивых генов из коровьего навоза, они обнаружили, что большинство новых генов, около 75%, лишь отдаленно связаны с уже известными нам генами антибиотикорезистентности. Несмотря на это, нам известна изменчивость генов, и пока сложно сделать вывод о том, могут ли эти гены внедряться в патогенные бактерии и наносить вред людям.

Есть два процесса, посредством которых эти гены могут быть введены в человеческую экосистему.
  1. Бактерии, содержащие гены антибиотикорезистентности могли колонизировать людей – этот эффект уже был доказан у фермеров, заражавшихся такими бактериями от животных. Поэтому наличие таких генов в коровьем навозе теоретически все же может быть опасно для человека.
  2. Другой процесс распространения называется "горизонтальный перенос генов." Это когда гены «прыгают» между неродственными микроорганизмами. Благодаря этому процессу, непатогенная бактерия несущая этот ген может передать его патогенной бактерии, а последняя, в свою очередь, нанесет вред человеку. Этот перенос может происходить и в навозе, и в почве, и в продуктах питания, и в человеческом теле.

На следующем этапе своего исследования, авторы планируют смоделировать перенос генов в почве по обоим механизмам.

"Это всего лишь первое из целой серии исследований. Мы начнем с сарая и навоза, и проследим всю цепочку вплоть до продуктов на столе и результатов микробиологического исследования пациентов в больнице; и в коечном счете выясним, действительно ли эти гены имеют потенциал к распространению в сторону агрессии против человека", - говорит Handelsman.

И добавляет:

"Мы надеемся, что это наше исследование откроет широкую практику выявления новых механизмов сопротивления бактерий антибиотикам, еще до того, как они начнут иметь клиническую значимость и наносить вред нашим пациентам".

ИЗМЕНЕНО: 27.04.2014 ПРОСМОТРЕЛИ: 1793