Грудное вскармливание и оральные контрацептивы как профилактика рака молочной железы

Как известно, мутации генов BRCA1 и BRCA2 увеличивают риск рака груди и яичников у женщин. Но исследование, опубликованное в Journal of the National Cancer Institute, пришло к выводу, что грудное вскармливание, прием оральных контрацептивов и перевязка маточных труб способны уменьшить риск рака яичников у женщин с этими мутациями.

Гены BRCA1 и BRCA2 отвечают за выработку белков, которые помогают восстанавливать поврежденные ДНК и способствуют стабильности генетического материала клеток. То есть обладают противоопухолевым действием.

Мутация или изменение в любом из этих генов приводит к прекращению выработки этих белков или выработке дефектных молекул, поэтому повреждения ДНК не могут быть своевременно восстановлены, что приводит к нарастанию генетических дефектов в клетках, и развитию раковой опухоли.

Женщины, которые унаследовали мутации в генах BRCA1 или BRCA2 имеют гораздо больший риск развития рака молочной железы и рака яичников, нежели женщины с нормальной структурой этих генов.

По данным Национального института рака США, среди женщин с раком яичников около 15% имеют мутации этих генов. У 39% женщин, имеющих мутацию гена BRCA1, и у 11-17% женщин, имеющих мутацию гена BRCA2, в возрасте до 70 лет разовьется рак яичников.

«По данным последних исследований, некоторые факторы, такие как курение и злоупотребление алкоголем – могут еще больше увеличить риск развития рака яичников у женщин с мутацией генов BRCA», - говорит старший автор исследования, Timothy R. Rebbeck, PhD. «Однако, дизайн многих этих исследований довольно низкого качества, поэтому остается неясным, какова роль этих факторов в общей оценке риска развития рака».

Чтобы получить более полное представление о модифицируемых факторах риска развития рака яичников у женщин-носителей мутации генов BRCA, исследовательская группа проанализировала 44 рецензируемых исследования, которые, по их оценкам, соответствовали «заранее установленным критериям качества».

Они обнаружили, что женщины с мутацией BRCA1, которые кормили грудью, или у которых проводилась операция перевязки маточных труб (способ необратимой контрацепции), имели значительное снижение риска развития рака яичников, по сравнению с женщинами, которые не кормили грудью, и не переносили операцию перевязки маточных труб.

В отношении риска развития рака молочной железы, подобных связей установлено не было.

Кроме того, они обнаружили, что женщины с мутацией генов BRCA1 или BRCA2, использующие оральные контрацептивы, также имели значительное снижение риска развития рака яичников, по сравнению с женщинами, которые не использовали противозачаточные таблетки.

Ученые также подтвердили тот факт, что курение повышает риск рака груди у женщин с мутацией генов BRCA.

«Наш анализ показывает, что наследственность – это еще не приговор, и что женщины с мутацией BRCA вполне способны принимать активные меры и значительно снизить риск развития у них рака яичников.

Главная заслуга нашего исследования в том, что мы рассчитали степень влияния некоторых факторов на риск развития рака у таких женщин с высокой степенью статистической достоверности».

Несмотря на то, что прием оральных контрацептивов значительно снижал риск развития рака яичников, их влияние на риск рака молочной железы было «неоднозначным». Некоторые исследования показали, что прием оральных контрацептивов способен даже повышать риск развития рака молочной железы.

Поэтому женщины должны обсуждать со своими врачами все плюсы и минусы оральных контрацептивов, и индивидуально решать вопрос о целесообразности их приема.

Исследователи говорят, что пока рано делать какие-то однозначные выводы, однако их исследование поможет пролить свет на возможность нехирургических вариантов профилактики рака груди и яичников у женщин с мутацией генов BRCA.

«Эти женщины заслуживают лучшей доли, нежели полное удаление груди и яичников – то есть тех методов, которые медицина может предложить им сейчас», - говорит соавтор исследования, Dr. Susan Domcheck.

ИЗМЕНЕНО: 26.02.2020 ПРОСМОТРЕЛИ: 10235