Ультрафиолетовая зависимость

В жаркий солнечный день многие из нас не в состоянии отказаться от поездки на пляж. В такие дни так и хочется понежиться в жарких лучах полуденного солнца, и многие пренебрегают рекомендациями избегать прямых солнечных лучей ради снижения риска развития рака кожи.

Исследование пыталось объяснить причины этого, и пришло к удивительным выводам: ультрафиолетовое излучение провоцирует выработку эндорфинов (гормонов удовольствия), которые действуют как наркотик, вызывая своеобразную зависимость от палящего солнца.

Научно-исследовательская группа из США, во главе с доктором David Fisher, недавно опубликовали результаты своего исследования в журнале Cell.

Рак кожи является самой распространенной формой рака в США. По статистике, на данный момент в этой стране насчитывается более 3,5 млн. пациентов с раком кожи, и ежегодно выявляется около 2 миллионов новых случаев заболевания.

Примерно 90% случаев общего количества рака кожи, и 86% случаев меланомы (самого опасного вида рака кожи) обусловлены воздействием ультрафиолетового (УФ) излучения Солнца и/или соляриев.

Все ультрафиолетовое излучение разделяют на три диапазона: UVA, UVB и UVC. Солярии излучают UVA-волны. Мощность излучения в соляриях иногда в 12 раз превышают интенсивность солнечного излучения. UVA волны являются причиной раннего старения кожи и фактором риска рака кожи.

Для снижения риска развития рака кожи, эксперты в области здравоохранения рекомендуют людям оставаться в тени в те часы, когда солнце проявляет максимальную активность (обычно около полудня), носить солнцезащитную одежду (длинные рукава, широкополые шляпы), и солнцезащитные очки; а также использовать солнцезащитный крем и полностью прекратить посещение соляриев.

Тем не менее, многие из нас склонны игнорировать эти рекомендации, из-за непреодолимого желания ощутить палящее солнце на нашей коже.

К сведению: за час, в период с 9 до 10 утра, человек получает столько же излучения, сколько за 15 минут в 13:00. А пятикратно перенесенный солнечный ожог в возрасте до 20 лет увеличивает риск меланомы на 80%Подробнее о профилактике солнечных ожогов у детей.

Согласно данным доктора Фишера, предыдущие исследования показали, что это явление имеет много черт, напоминающих наркоманию, однако патогенетические механизмы, лежащие в основе УФ-зависимости, до сих пор были неясны.

В попытке разгадать причины «УФ-наркомании», ученые провели эксперимент, в котором бритые наголо мыши подвергались воздействию ультрафиолетовых лучей 5 дней в неделю, в течение 6 недель.

В итоге мышам давалась доза УФ-лучей, эквивалентная воздействию летнего полуденного солнца на человека в течение 20-30 минут.

Уже в конце первой недели эксперимента ученые обнаружили, что уровни эндорфинов в крови мышей увеличились. Эндорфины – это гормоны, которые предназначены природой для снятия боли, и работают через активизацию опиоидных рецепторов, то есть через тот же самый путь, через который работают рецептурные анальгетики, героин и морфин.

После 6 недель регулярного ультрафиолетового облучения, одной группе мышей ввели препарат, блокирующий опиоидные рецепторы. Это привело к развитию в этой группе мышей клинически выраженного синдрома отмены, проявлявшегося в судорогах и скрежете зубами. Препарат вводился всем мышам в специальном ящике, и эти мыши потом еще долго избегали посещения данного ящика. Все это недвусмысленно указывает на то, что воздействие УФ-лучей вызывает привыкание, а также полноценную поведенческую и физическую зависимость.

Знаете ли вы, что крем с SPF 15 блокирует около 93 % всех ультрафиолетовых лучей, крем с SPF 30 отфильтровывает 97 % всех ультрафиолетовых лучей крем с SPF 50 - это почти полный блок UVB, то есть 98 % всех ультрафиолетовых лучей. Подробнее о том, как выбрать солнцезащитный крем

Комментируя полученные результаты, доктор Фишер говорит:

«Полученная нами информация может послужить серьезным аргументом для людей, который позволит сократить чрезмерное пребывание на солнце, снизить риск рака кожи, а также преждевременного старения кожи. Эти результаты показывают, что решение о защите нашей кожи или кожи наших детей - может потребовать серьезных осознанных волевых усилий, а вовсе не только пассивного осознания проблемы».

Фишер говорит, что ситуация генетического программирования зависимости от опасного экологического фактора - является весьма удивительной и беспрецедентной. Он предполагает, что эволюционное значение данного явления состояло в усилении синтеза витамина D в организме, это было весьма актуальным до того момента, пока медицина не изобрела искусственный витамин D.

«В настоящее время существуют намного более безопасные и надежные источники витамина D, которые не несут с собой канцерогенного риска, поэтому есть все основания отказаться от солнечного света в качестве источника витамина D», - заключает он.

Напомним также, что совсем недавно мы сообщали об исследовании, опубликованном в журнале Nature, которое показало, что использование солнцезащитного крема не дает полноценной защиты от ультрафиолетового излучения само по себе. Подробнее.

ИЗМЕНЕНО: 09.05.2021 ПРОСМОТРЕЛИ: 10034