Исследование патогенеза столбняка может привести к открытию новых подходов к лечению заболеваний двигательных нейронов

Группа ученых раскрыла механизм того, как столбнячный нейротоксин проникает в нервные клетки. Они полагают, что этот же механизм может быть использован для доставки лекарственных препаратов в нейроны при лечении других неврологических заболеваний, например при поражении двигательных нейронов.

Открытие механизма проникновения столбнячного нейротоксина в нервную систему, сделанное учеными из Университетского колледжа Лондона в Великобритании, отвечает на вопрос – как вещество может быть настолько токсичным при таких низких концентрациях.

В этом механизме участвует группа специальных белков, называемых нидогены, расположенных на поверхностях клеток. Нейротоксин столбняка связывается с этими белками и проникает по ним в клетку, словно на челноке. Оказавшись внутри нейронов, нейротоксин начинает распространяться по всей нервной системе, вызывая ее массивные повреждения.

«Нидогеновое покрытие на нервных клетках привлекает нейротоксин, словно варенье – мух, молекулы нейротоксина группируются вокруг них», - объясняет главный автор исследования Kinga Bercsenyi. «Это объясняет, почему столбнячный нейротоксин так ядовит даже в крайне низких дозах – ведь он не распределяется равномерно по жидким средам, как это обычно бывает, он целенаправленно концентрируется вокруг двигательных нейронов, имеющих максимальное количество нидогенов на своей поверхности», - продолжает он.

Столбняк – бактериальная инфекция, опасная для жизни человека, характеризующаяся мышечными судорогами, гипертонусом, особенно в области нижней челюсти и шеи, которые могут привести к остановке дыхания. Симптомы столбняка вызваны не самой бактерией Clostridium tetani, а ее токсином, попадающим в организм через раны, и нарушающим функцию моторных нейронов.

В этом исследовании, опубликованном в журнале Science, ученые ингибировали взаимодействие между нейротоксином столбняка и нидогенами у мышей. Они обнаружили, что фармакологическими препаратами можно помешать связыванию нейротоксина с нейронами: ингибирование нидогенов полностью защищало больных столбняком мышей от спастического паралича.

Ученые надеются, что открытый ими способ воздействия на нидогены может быть использован для доставки лекарств непосредственно в центральную нервную систему.

Главный автор исследования, профессор Schiavo объясняет, что использование уже существующих путей в моторные нейроны – более предпочтительно, нежели искусственное создание новых путей – поскольку второе может привести к повреждению клетки.

«Наше открытие является хорошей новостью для пациентов с заболеваниями моторных нейронов, в том числе боковым амиотрофическим склерозом (БАС). В настоящее время мы имеем слишком мало препаратов для лечения таких пациентов, и разработка новых путей доставки лекарств и новых препаратов – является весьма актуальной задачей.

Мы показали, что матрица оболочки нейронов играет важную роль в проникновении веществ в эту клетку, это может быть использовано как новый маршрут для доставки лекарственных препаратов. Это открытие поможет нам разработать новые, более эффективные методы лечения заболеваний двигательных и чувствительных нейронов, эффективно воздействуя сравнительно малыми концентрациями лекарственных веществ и снизив частоту побочных реакций до минимума», - заключает профессор Schiavo.

ИЗМЕНЕНО: 27.12.2014 ПРОСМОТРЕЛИ: 1697