Лихорадка Эбола. Найдено слабое звено

Новое исследование, проведенное на мышах, и опубликованное в журнале mBio показало, что вирус Эбола не в состоянии заражать клетки без первичного прикрепления к белку-рецептору, называемому Niemann-Pick C1 (NPC1). Этот белок находится в мембранах ферментов лизосом, которые переваривают клеточные компоненты, находящиеся внутри клеток.

"Наше исследование показывает, что NPC1 является ахиллесовой пятой для инфекции, вызванной вирусом Эбола. Мыши с недостатком обоих копий гена, кодирующего NPC1, и, следовательно, лишенные белка NPC1, были полностью устойчивы к этой инфекции", - пишет главный автор исследования, Kartik Chandran, доцент микробиологии и иммунологии в Медицинском университете имени Альберта Эйнштейна, штат Нью-Йорк, США.

Инфекция, вызванная вирусом Эбола - это особо опасная инфекция, с уровнем летальности около 90% заболевших. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC), эпидемия лихорадки Эбола 2014 года - крупнейшая в истории - привела к 11 140 смертям, по состоянию на 22 мая 2015г.

Когда вирус Эбола проникает за наружную мембрану клетки-хозяина, он использует часть этой клеточной мембраны, чтобы сформировать "пузырек", называемый эндосомой. Находясь в эндосоме, он путешествует вглубь клетки, где поглощается лизосомой. Чтобы избежать уничтожения в лизосоме, вирус использует специальные механизмы связи с компонентами клетки, которые позволяют ему выйти в цитоплазму, где он уже способен размножаться.

Многие из компонентов клетки, эксплуатируемые вирусом, неизвестны, но новое исследование предполагает, что одним из них может быть белок NPC1. Этот белок находится в клеточных мембранах, и принимает участие в транспорте холестерина внутри клетки. У людей с недостатком белка NPC1 развивается смертельное заболевание, известное как болезнь Нимана-Пика; суть заболевания заключается в переполнении клеток холестерином и их отмирании.

Ранее доктор Чандран и его коллеги, после анализа культуры тканей зараженных мышей, обнаружили, что NPC1 принимает участие в проникновении вируса Эбола в цитоплазму клетки. Закончив ту научную работу, они принялись за следующую: они решили проверить, насколько важную роль играет белок NPC1 в патогенезе лихорадки Эбола.

Для выполнения этой задачи они заражали вирусом Эбола две группы мышей с двумя неповрежденными копиями гена NPC1, и мышей без обеих копий гена.

"В то время как мыши с нормальным геномом заболевали и погибали после заражения, мыши без гена NPC1 были полностью свободны от репликации вируса, и полностью защищены от болезни", - сообщает соавтор исследования, Dr.Steven Walkley.

Тогда ученые вывели особую породу мышей, содержащую лишь одну из двух копий гена NPC1, и следовательно, половину от нормального количества белка-рецептора NPC1. Эти мыши были значительно более устойчивы к инфекции Эбола, хотя и не имели полного иммунитета, как мыши, полностью лишенные этого гена.

"Это дает основание предположить, что возможно создание лекарственных препаратов, которые могли бы препятствовать взаимодействию вируса Эбола с белком NPC1, и даже если некоторые вирусы все же свяжутся в белком и проникнут в клетку - люди, принимающие этот препарат, будут болеть лихорадкой Эбола гораздо легче, и смертность от этой болезни будет заметно снижена", - говорит еще один автор исследования, Dr. John M. Dye.

Этот гипотетический препарат, видимо, будет также подавлять связывание NPC1 с холестерином и транспорт его в клетку. Несмотря на это, авторы считают, что кратковременный прием препарата не должен нанести значительного вреда человеку.

"Мы надеемся, что наше исследование станет началом изобретения нового класса противовирусных препаратов, которые будут эффективно блокировать NPC1, и предотвращать распространение по клетке не только вируса Эбола, но и других весьма вирулентных филовирусов, которые также проникают в клетку через NPC1-рецептор", - заключает доктор Чандран.

ИЗМЕНЕНО: 29.05.2015 ПРОСМОТРЕЛИ: 2467