Метформин у детей с диабетом первого типа
Как показало длившееся 6 месяцев исследование, результаты которого были опубликованы в выпуске журнала Journal of the American Medical Association, у детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа и избыточной массой тела или ожирением присоединение метформина к терапии инсулином не улучшило контроль контроль гликемии, но позволило снизить дозы инсулина и массу тела. На данный момент это самое крупное исследование, в котором изучался метформин у этой категории пациентов; оно было проведено при финансовой поддержке Фонда исследований в области ювенильного диабета (JDRF). По мнению экспертов этой организации, снижение массы тела, снижение доли жировой ткани, а также достоверное уменьшение дозы инсулина являются важными конечными точками, достижение которых пойдет этим детям на пользу в долгосрочной перспективе.
Несмотря на то, что традиционно считается, что люди с сахарным диабетом 1 типа имеют нормальную или недостаточную массу тела, по данным последних исследований в этой популяции также увеличивается частота избыточной массы тела и ожирения. По современным оценкам до 24% детей и подростков с диабетом 1 типа могут иметь избыточную массу тела, а у 15% может присутствовать ожирение. Подростки с ожирением и избыточной массой тела представляют собой субпопуляцию пациентов с диабетом 1 типа с, возможно, самым плохим контролем гликемии. Таким детям требуются более высокие дозы инсулина, что может способствовать дальнейшему увеличению массы тела, кроме того, пубертат в принципе является достаточно проблемным периодом с точки зрения контроля гликемии.
Метформин разрешен к применению для лечения сахарного диабета 2 типа у детей в возрасте 10 лет и старше, однако исследования этого препарата у подростков или были слишком мелкими и/или краткосрочными, или использовали нестандартные дозы метформина. Относительно недавний мета-анализ применения метформина у взрослых пациентов с диабетом 1 типа показал, что препарат способен достоверно уменьшать дозы инсулина, но не оказывал влияния на уровни гликированного гемоглобина (Diabetologia. 2010;53:809-820).
Обсуждаемая работа по дизайну представляла собой двойное-слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование, которое проводилось в период с октября 2013г. по февраль 2014г. в 26 центрах в США. В общей сложности были включены 140 подростков с диабетом 1 типа (средний возраст, 15,3 года; 66% девушек; 74% относились к европеоидной расе). Средняя длительность сахарного диабета составила 7,0 лет; значение индекса массы тела (ИМТ) соответствовало в среднем 94-ой процентили; средняя суточная доза инулина равнялась 1,1 МЕ/кг, а средний исходный уровеньn HbA1c – 8,8%.
Участники были рандомизированы на группы метформина, доза которого титровалась до 2000 мг/сутки (n = 71) или плацебо (n = 69), которые оба добавлялись базально-болюсной терапии инсулином.
Через 3 месяца на фоне метформина было показано исходное улучшение уровня гликированного гемоглобина, но оно не сохранилось впоследствии. Через 26 недель в обеих группах отмечалась одинаковая степень среднего изменения уровня HbA1c – на 0,2% (P = 0,92). Авторы делают оговорку, что выбор дозы инсулина был оставлен на усмотрение лечащего врача, что затрудняло выделение эффектов метформина в общем уровня контроля гликемии.
Через 26 недель оказалось, что в группе метформина снизилась средняя суммарная суточная доза инсулина (−0,1 МЕ/кг в сутки) по сравнению с плацебо (0,0 МЕ/кг в сутки; среднее различие, −0,1; P < 0,001). Кроме того, у большей доли пациентов в группе метформина в течение период исследования была снижена суммарная суточная доза инсулина (P = 0,003).
Двадцать четыре процента пациентов (n = 17) в группе метформина и лишь 7% (n = 5) в группе плацебо достигли снижения ИМТ на 10% и более по сравнению с исходным уровнем (среднее различие, 17%; P = 0,01). Кроме того, по сравнению с плацебо в группе метформина имела место достоверно меньшая степень набора массы тела (соответственно, 0 против 2 кг; среднее различие, −2; P = 0,003) и отмечалось значительно меньшее содержание жира в организме по данным двухэнергетической рентгеновской абсорбциометрии (среднее различие, −2 кг; P < 0,001).
По мнению авторов исследования, благоприятные изменения массы тела, доли жировой ткани и потребности в инсулине могут отражать улучшение чувствительности к инсулину, которое можно расценить как полезный эффект лечения метформином. В настоящее время эта группа исследователей проводит исследование по уточнению механизма действия метформина и, в частности, его влияния на инсулинорезистентность, с использованием клэмп-теста, который считается золотым стандартом определения чувствительности к инсулину.
Тем не менее, через 6 месяцев исследования в двух группах не удалось продемонстрировать никаких различий в отношении липидов крови, артериального давления, маркеров воспаления, а также С-реактивного белка. Исследователи считают, что возможно, это было обусловлено тем, что продолжительность наблюдения была слишком краткой для реализации действия препарата в отношении этих суррогатных маркеров сердечно-сосудистых заболеваний.
Что касается побочных эффектов, большее число участников в группе метформина по сравнению с контрольной группой отмечали появление нежелательных явлений со стороны желудочно-кишечного тракта (среднее различие, 36%; P < 0,001).
Следует также иметь в виду, что у пяти участников (7%) в группе метформина (и ни у кого в группе плацебо) в ходе исследования имела место тяжелая гипогликемия (P = 0,06).
У четырех из этих пяти подростков на метформине тяжелая гипогликемия возникала в ходе коррекции дозы инсулина в первые 6 недель исследования. Эти данные наводят на мысль, что риск гипогликемии в этот период можно минимизировать при более аккуратном титровании дозы инсулина.
В настоящее время единственным разрешенным к применению у пациентов с диабетом 1 типа препаратом помимо инсулинов является прамлинтида ацетат (Симлин, производитель AstraZeneca), однако его применение в значительной степени ограничено побочными эффектами в виде тошноты и рвоты и сложной схемой титрования дозы. Тем не менее, у пациентов с диабетом 1 типа весьма велика потребность в дополнительной метаболической терапии, и в этой области идет интенсивный научный поиск. Поскольку метформин является наиболее безопасным из всего спектра препаратов, которые используются при диабете 2 типа, и, кроме того, очень недорог, попытка использовать его у этой категории пациентов с диабетом 1 типа была совершенно оправдана. Кроме того, в настоящее время идут исследования при 1 типе диабета и с другими препаратами, которые в настоящее время зарегистрированы как средства для лечения диабета 2 типа, в частности, с инъекционными агонистами глюкакогоподобного пептида-1 и с пероральными ингибиторами натрий-глюкозного котранспортера 2 типа. В ближайшие 1- 2 года ожидаются результаты некоторых из этих исследований, но пока, учитывая неудачу с метформином, авторы обсуждаемой исследования еще раз подчеркивают важность общеизвестных мер по управлению диабетом – самоконтроля гликемии, введения адекватных доз инсулина, здорового питания и физической активности.