Реклама
Реклама
Реклама

Тыжеврач. О "неофициальных" консультациях

Есть некоторые ситуации, которым вас никогда не учили в медицинском институте. Представьте себя на вашем семейном празднике, за пышным столом: когда к вам обращается бабушка Лида, и начинает рассказывать о своей повторяющейся сыпи, которая весьма беспокоит ее. Или вы пришли посмотреть на футбольный матч, в котором играет ваш сын, его друг получил небольшую травму, и вот отец этого мальчика подошел к вам, чтобы задать пару вопросов об этом. 

Если вы врач, то неформальные запросы о предоставлении медицинской информации – неизбежно будут являться частой темой разговора с вами. Иногда эти запросы весьма безобидны, вам требуется только сказать лишь несколько утвердительных фраз, подбодрить собеседника или разъяснить ему что-то. Но нередко неформальные консультации могут привести к серьезным последствиям: человек начинает часто звонить вам, регулярно требовать советов в принятии решений и т.д. Таким образом, он подкидывает вам все больше «этических мин», то есть поводов рано или поздно потерять бдительность и пересечь профессиональные границы. 

Как вы решите, когда такой запрос следует отклонить в самом начале? К сожалению, на этот вопрос нет простого ответа. Это во многом зависит от вас самих, от ваших личных границ, и от особенностей ситуации.

Кодекс медицинской этики Американской медицинской ассоциации (American Medical Association, AMA) довольно категорично требует: "Врачи никогда не должны лечить себя или членов своих семей»[1] И далее Кодекс дает обширный список причин, по которым этого не следует делать, в том числе: личные чувства, которые могут отрицательно повлиять на объективность медицинского заключения, трудности в обсуждении деликатных тем при сборе анамнеза, и опасения по поводу сохранения врачебной тайны.

Однако в жизни обычно не бывает только черных и белых цветов – нередко запросы от семьи и друзей завуалированы, и не ставятся ребром. Друзья и близкие не просто обращаются к вам за медицинской помощью, часто они неформально спрашивают второго мнения, просят подсказать организационные моменты медицинской службы, помочь с пониманием медицинской терминологии или просто фактической информации. Выходит, что если при прямом запросе от друга у вас еще есть возможность тактично, но настойчиво ему отказать, ссылаясь на Кодекс медицинской этики, то вот от навязчивой бабушки Лиды вам вряд ли получится отвертеться.
 

Тыжеврач, ну ка ответь ка мне... 


Учитывая многогранность медицинских знаний, отвечая на вопрос члена семьи или друга, врач обычно не может ограничиться только самим этим ответом. Он очень быстро переходит от короткого ответа на отвлеченный вопрос к раздаче конкретных советов, к заботе и ответственности за здоровье спрашивающего. 

Врачи обычно имеют здоровую настороженность, когда разговор заходит о выписке рецептов членам семьи и друзьям, однако эта настороженность не распространяется на устные советы и консультации. Врачи должны четко представлять себе, что такого рода «помощь» ставит их в обычное положение взаимоотношений врача и пациента, со всеми вытекающими отсюда юридическими и этическими последствиями.

Michelle Berger, MD, офтальмолог, рассказывает, что друзья, члены семьи или случайные знакомые – обращаются к ней за помощью в неофициальной обстановке не реже 2-3 раз в месяц. "Я прихожу в гости, или встречаюсь с кем-то, люди узнают, что я врач, и у них сразу возникают ко мне вопросы", - говорит она. 

При этом, по ее словам, люди не осознают последствий своих запросов. Она вспоминает одну мать, которая показала ей фотографию глаза ее сына, с подкожной гематомой вокруг орбиты, и очень обиделась, когда доктор Бергер отказалась поставить диагноз без осмотра, только по фотографии. Ее друзья часто высказывают свое возмущение тем, что она не может помочь им даже в «чрезвычайной ситуации», например когда им срочно нужен рецепт на контактные линзы. В их понимании, она должна выписывать им рецепт буквально «на коленке», без осмотра, вписывая данные об остроте зрения - положившись на их память.

В ситуациях, когда ей приходится объяснять, почему она направляет к специалисту, вместо того, чтобы дать «пару добрых советов» прямо сейчас, доктор Бергер обычно говорит: «Я бы не хотела причинить вам вреда ошибочным советом, не имея под рукой качественного оборудования, и вашей персональной медицинской карты». 

Rebecca Jaffe, MD, семейный врач, смотрит на этот вопрос с практической стороны. «Если вы ответите на короткий вопрос коротко – это приведет к ряду уточняющих вопросов, и ситуация начнет нарастать как снежный ком. Когда семья или друзья идут к вам за помощью, они делают это, прежде всего, потому что доверяют вам. А еще потому, что боятся сложной медицинской системы», - говорит она. Но есть и вторая причина – нежелание принимать решения, перекладывание ответственности. 

"Однажды моя соседка приходит ко мне и спрашивает: «Мой сын подвернул лодыжку на футбольном матче. Следует ли мне везти его в клинику, или ему нужно просто дать покой и холод стопе?» На что я им ответила: "Вам нужно решить этот вопрос самой, исходя из внешней оценки ситуации и здравого смысла". Больше соседка не обращалась ко мне с подобными вопросами". 

Однако вовсе не следует отказываться в любой помощи близким, когда вопрос касается медицины. "Я стараюсь выключать в себе врача, когда общаюсь с близкими, особенно с моими родителями", - говорит доктор Jaffe. «Я вижу свою роль только в качестве посредника: я помогаю им лучше понять информацию, которую им дал их лечащий врач. Когда мама звонит мне и говорит, что у нее одышка, я задаю ей наводящие вопросы: сколько вдохов в минуту она делает, каковы цифры ее артериального давления сейчас, и если ситуация того требует – я настаиваю, чтобы она обратилась к своему врачу». 

Некоторые врачи опасаются давать советы друзьям и близким – потому что боятся возможных судебных исков. Однако совсем немногие врачи реально сталкиваются с подобным. Хотя друзья и члены семьи теоретически могут подать в суд на врача за «некачественную рекомендацию», лишь немногим это приходит в голову. Тем не менее, юристы предостерегают врачей, чтобы они не забывали напоминать об ущербности неофициальных рекомендаций. "Я не ваш лечащий врач, я не проводил полного обследования, не изучал вашу карту, поэтому я могу лишь предполагать с известной долей вероятности…", или "Это не моя область знаний, я работаю в другой специальности, и потому рекомендую вам обратиться к профильному специалисту… "

Но судебные иски – вовсе не единственный подводный камень, о котором должны помнить врачи. При неофициальной консультации – врачи должны быть вдвойне внимательны, чтобы не выдать третьим лицам конфиденциальных данных пациента. Они также должны понимать, что вовлеченность в медицинскую проблему близкого человека – может доставить обоим массу неудобств и в корне испортить личные отношения.

Вот пример: один гастроэнтеролог (который попросил сохранить анонимность) помнит случай, когда член его семьи, женщина, попросила его договориться о консультации с известным врачом для ее взрослого сына. Доктор гастроэнтеролог предположил, что сам сын хочет консультации у того врача, и договорился о встрече. 

Однако сразу после этого выяснилось, что сын был против консультации, и весьма возмущен вмешательством матери в его жизнь. «Я чувствовал себя весьма неловко как перед членами семьи, так и перед коллегой, с которым договорился о приеме своего родственника», - говорит доктор.

Итак, Кодекс AMA предостерегает от лечения членов семьи – вовсе не напрасно. Такие действия могут ухудшить взаимоотношения семье, привести необъективным и неверным клиническим решениям, и быть источником многих других неприятностей. 

Разумеется, вам не удастся полностью избежать медицинских вопросов в кругу семьи, на вечеринке или пикнике. Однако если вы беретесь отвечать на эти вопросы – в любом случае вопрос не должен исчерпываться только вашим ответом, вы можете разъяснить, убедить, но в конце - все же должны направить к профильному врачу. 

Нет универсальных ответов или моделей поведения, которые можно было бы применять в таких случаях. Но эти случаи всегда должны быть поводом для самоанализа, результатом которого должна стать некая формула поведения врача в таких ситуациях, причем у каждого она будет индивидуальной.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ
ИЗМЕНЕНО: 09.07.2021 ПРОСМОТРЕЛИ: 26354
Реклама
Реклама
Реклама
Развернуть блок