О методах увеличения охвата вакцинацией
СМС-напоминание о необходимости введения второй дозы вакцины против гриппа для ребенка - увеличивает вероятность обращения родителей за второй дозой вакцины. К такому выводу пришли ученые из США в своем новом исследовании.
Ранее проведенные исследования уже показали, что напоминающее текстовое сообщение, рассылаемое на телефон родителям, увеличивает вероятность получения ребенком младшего возраста первой дозы вакцины против гриппа. Новое исследование, опубликованное в журнале Pediatrics, изучало эту взаимосвязь для второго введения вакцины против гриппа.
Охват вакцинацией против гриппа среди детей младшего возраста остается на непозволительно низком уровне. Дети, которые вакцинируются впервые в жизни обычно требуют введения двух доз препарата, особенно если они относятся к группам риска. При этом менее половины этих детей возвращаются к врачу после первой дозы, чтобы получить вторую.
Главный автор этого исследования, Dr. Melissa Stockwell, доцент кафедры Общественного здравоохранения и здоровья семьи, педиатр, сравнивает необходимость введения второй дозы вакцины после первой - с необходимостью надевать велосипедный шлем детям, который уже надели велосипедные перчатки и наколенники.
Доктор Стокуэлл подчеркивает важность своевременного введения второй дозы вакцины:
"Даже у детей, которые получают две дозы вакцины за сезон, временной интервал между дозами часто сильно превышает рекомендуемые 28 дней. Это делает детей незащищенными на период начала циркуляции вируса".
Ученые провели рандомизированное контролируемое исследование в течение сезона гриппа 2012-13 гг, в котором участвовало три детских клиники в северной части Манхэттена, оно включало в себя 660 семей с детьми, которым требовалась вторая доза вакцины против гриппа.
Результаты исследования были таковы: 71,9% семей считали, что их ребенок будет защищен от гриппа после введения одной дозы вакцины. Большинство участников исследования имели медицинскую страховку и их дети были в возрасте от 6 месяцев до 8 лет.
У каждой семьи был взят номер контактного мобильного телефона, который мог принимать текстовые сообщения (смс). Дети были рандомизированы на три группы, по типу смс-сообщения: "образовательное смс", "обычное смс" или "стандартное напоминание о назначенном визите к врачу, принятое в клинике".
Среди детей из первой группы, вторую дозу вакцины получили 72,7%, по сравнению с 66,7% детей из второй группы, и 57,1% из третьей группы.
В последующем анкетировании 60,8% родителей обозначили смс-напоминание как основную или одну из основных причин, по которой они привели ребенка на вторую дозу вакцины. 70,1% родителей сообщили, что именно смс побудила их привести ребенка на вторую дозу ровно в тот срок, который назначил врач.
Родители из первой группы также отметили, что текстовые сообщения, предоставляющие краткие разъяснения о необходимости введения второй дозы вакцины, это отличное решение, экономящее время и подталкивающее родителей к правильному выбору. Родители из первой группы также отметили, что будут рекомендовать введение второй дозы вакцины против гриппа своим знакомым семьям, имеющим маленьких детей.
"Это рандомизированное контролируемое исследование дает ценную информацию для разработки оптимального подхода к информированию родителей о необходимости вакцинации против гриппа и введении второй дозы детям, впервые вакцинирующимся против гриппа. Следующим важным этапом нашей научной работы будет оценка влияние напоминаний о вакцинации в текстовых сообщениях на охват вакцинацией других групп населения и другими вакцинами", - заключает Dr. Stockwell