Как рассказать врачу о головной боли
Общие сведения о головной боли
Головная боль - Головная боль - одна из наиболее частых жалоб, с которыми пациент обращается к врачу. Более того, многие люди страдают головной болью, но к врачу не идут, хотя у современной медицины есть все возможности помочь им.
Когда пациент жалуется на головную боль, врач начинает задавать множество уточняющих вопросов. Они могут поставить неподготовленного пациента в тупик, тем самым сильно осложнив врачу задачу правильной диагностики заболевания, вызывающего головную боль. Нередко, настойчивые вопросы врача, на которые пациент не готов (не может или не хочет) отвечать, вызывают у пациента раздражение. Важно понимать, что в большинстве случаев головной боли диагноз устанавливается на основе одного лишь характерного описания пациентом своих болей и не требует дополнительных исследований.
Многие пациенты годами не стремятся попасть к врачу, перебирая разные обезболивающие препараты на основе рекламы, непрофессиональных советов ("соседки", "подружки" и прочее) без сколько-нибудь существенного эффекта. Тогда к проблеме головной боли присоединяется страх неизлечимой болезни и ощущение безнадежности в борьбе с болью, поскольку известно, что сильные приступы головной боли изматывают человека не только физически, но и морально, а страх нового приступа способен деморализовать самого лихого полководца. Не надо забывать и о том, что и существует медикаментозно обусловленная головная боль, риск развития которой при таком подходе существенно повышается.
Вопросы, к которым нужно быть готовым
Для того, чтобы разговор с врачом протекал легче и продуктивнее, перед обращением на приём стоит повспоминать, подумать и ответить на ряд нижеприведённых вопросов. Кроме того, эту схему можно использовать и для описания жалоб при обращении за консультацией через интернет (например, на форуме).
1. Локализация головной боли. Где болит?
В затылочной области, в висках, в области темени (вверху головы), в лобной области и т.п. Также может болеть вся голова, т.н. диффузная боль.
2. Сторонность боли. С какой стороны болит?
Двусторонняя боль или односторонняя, болит всегда с одной и той же стороны (справа или слева), или раз от раза сторона меняется, есть у боли "любимая сторона", с которой болит чаще, или нет.
3. Характер боли. Как болит?
Боль может быть пульсирующая или монотонная, тупая или острая, давящая, сжимающая, ноющая, колющая и т.д., эпитетов к ней можно подобрать много. Надо стараться, чтобы это слово было понятным для врача и не слишком "художественным".
4. Интенсивность боли. Как сильно болит?
Эта характеристика отличается от характера боли. Её можно выразить количественно, используя визуальную аналоговую или ранговую шкалу. При общении с врачом или при описании болей в интернете можно или оценить боль по 10-бальной шкале (где 0 - отсутствие боли, а 10 - это самая сильная боль, которую может выдержать человек) или, в крайнем случае, использовать характеристики "незначительная-слабая-умеренная-сильная-очень сильная".
5. Дополнительные симптомы, сопровождающие или предваряющие головную боль. Что ещё есть во время приступа, кроме самой боли? Может ли пациент предсказать возникновение головной боли?
Приступу головной боли может предшествовать симптоматика, например, ощущение мелькания молний, вспышки, мушки в глазах, онемение рук, лица, головокружение. Также некоторые дополнительные симптомы могут наблюдаться и во время боли. Чаще всего это головокружение, тошнота, рвота, свето- и звукобоязнь. Часто, пациент не может сформулировать симптомы, возникающие перед головной болью, тогда он информирует врача о том, что может предсказать развитие головной боли. Если какие-то жалобы пациента беспокоят вне болей, об этом тоже стоит сказать врачу.
6. Частота головной боли. Как часто болит?
Боль почти постоянная или приступообразная? Сколько дней в неделю или в месяц боль есть, а сколько - нет? Больше дней, когда голова болит, или всё же больше дней без боли за последние месяцы? Если приступообразная - сколько длится каждый приступ (секунды, минуты, несколько часов, суток; неплохо указать минимальную и максимальную продолжительность)?
7. Факторы, провоцирующие и усиливающие головную боль. Что вызывает или усиливает боль?
Например, приступы головной боли напряжения могут вызываться усилением нагрузки на работе или учёбе или психоэмоцинальными нагрузками ("понервничал - заболело"). А приступ мигрени может начаться после употребления сыра. Боль может возникать ближе к вечеру или утром, днём или ночью. Некоторые виды головной боли провоцируются физической нагрузкой.
У женщин важно уточнять, нет ли связи болей с фазами менструального цикла.
Во время боли также часто можно выделить факторы, которые усугубляют её интенсивность. Например, физическая нагрузка обычно усиливает уже начавшийся приступ мигрени.
8. Немедикаментозные факторы, уменьшающие боль. Что её может снять или облегчить, кроме медикаментов?
Головная боль напряжения обычно уменьшается или снимается совсем при пассивном отдыхе или сне. Часто бывает полезен самомассаж релаксирующего характера, тёплая ванна.
9. Препараты, облегчающие головную боль. Что принимаете при боли?
Тут надо указать, какие препараты принимаются непосредственно при болях, в каких дозах, как часто и с какой эффективностью. Врачу важно знать не только, какие препараты помогают, но и то, какие оказались неэффективными. Кроме того, для своевременной диагностики боли, связанной с избыточным приёмом анальгетиков, надо хорошо представлять, сколько дней в месяце пациент принимает препарат и сколько таблеток или миллиграммов он при этом принимает.
10. История головной боли (анамнез).
Когда впервые в жизни появилась боль? Какой она была тогда? Не изменилась ли она за прошедшее время, если да, то как? Какие исследования делались? Какое лечение проводилось (какими препаратами, дозы, продолжительность), насколько оно было эффективно? Как боль ведёт себя последнее время? У женщин надо уточнять, не изменялась ли боль во время полового созревания, беременности, после родов, во время менопаузы.
Следует знать, что у одного пациента может одновременно иметься несколько видов головной боли. В этом случае их надо проанализировать, используя приведённую схему, по отдельности.
Естественно, врачу также понадобится информация о перенесённых ранее и имеющихся на данный момент заболеваниях, о том, какие пациент принимает препараты (причём не важно, кто их назначил и какую болезнь ими лечит пациент), результаты проведённых исследований.
Что необходимо взять на прием к врачу
- Дневник головной боли. В нём надо указывать, была ли боль в конкретный день, какой она была, что принимали против неё и какого эффекта добились. Для наглядности желательно вести его в заранее разлинованной тетради или блокноте, где одна строчка соответствует одному дню. Если боли нет - надо оставлять строку пустой.
- Подробный список принимаемых на момент приёма препаратов. В нём нужно указать название препарата, его дозировку и кратность приёма. Так как часто важно знать не только название действующего вещества лекарства, но и его торговое название или производителя, лучше вообще приносить не список препаратов, а упаковки от них.
- Результаты консультаций другими специалистами, исследований и анализов. Это надо делать, даже если пациент считает, что конкретное исследование не имеет отношения к той проблеме, с которой он идёт к врачу. Например, часта ситуация, когда на приём обращаются молодые девушки с головной болью по типу головной боли напряжения, у которых имеется железодефицитная анемия или скрытый железодефицит. Эти состояния могут стать причиной боли, но заподозрить их можно по общему клиническому анализу крови, который пациенты часто забывают взять его с собой. Если результат исследования включается в себя снимок и его описание, то на приём надо приносить и то, и другое.