Физическая активность детей. Влияние на когнитивные функции
Исследование пришло к выводу, что 60 минут физической активности, проводимой ежедневно после школы, полезно не только для физического здоровья детей, но также способно благотворно влиять на их когнитивные функции.
Исследовательская группа, возглавляемая профессором Charles Hillman из США, опубликовала результаты своего исследования в журнале Pediatrics.
Департамент здравоохранения и социальных служб США рекомендует детям и подросткам в возрасте 6-17 лет заниматься активными физическими упражнениями не менее 60 минут в день. Однако прошлогодний опрос старшеклассников показал, что только 29% выполняют эту рекомендацию.
Многочисленные проведенные ранее исследования показали, что регулярные физические нагрузки в детском и подростковом возрасте имеют многочисленные преимущества для здоровья, как немедленные, так и отсроченные. Они способствуют формированию здоровых костей и мышц, помогают контролировать вес и даже нормализуют концентрацию холестерина в крови и артериальное давление.
Однако в последнее время все чаще стали появляться исследования, показывающие положительное влияние физической активности на функции детского мозга. В исследовании 2012 года, например, авторы обнаружили, что всего 20 минут физических упражнений в день могут повысить успеваемость у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
А в прошлом году исследование ученых из Королевского колледжа Лондона показало, что регулярные физические упражнения способны улучшать когнитивные способности детей в дальнейшей жизни. [1]
В своем последнем исследовании, профессор Хиллман и его команда обнаружили, что дети, принимавшие участие в активных физических упражнениях после школы, длившихся не менее одного часа, продемонстрировали значительное улучшение концентрации внимания, лучшую работоспособность на уроках и большую гибкость при переключении с одной познавательной задачи на другую, по сравнению с детьми, ежедневная физическая активность которых была незначительной.
В этом исследовании принимал участие 221 ребенок в возрасте 7-9 лет, исследование продолжалось 9 месяцев. Половина детей были рандомизированы в «тренировочную» группу, а вторая половина - составила группу контроля.
Дети из первой группы были обязаны участвовать в специально организованных занятиях физкультурой, с умеренной или интенсивной физической нагрузкой, которые длились не менее 60 минут, ежедневно после школы.
«Дети, которые участвовали в групповых упражнениях, получили конкретные стандартизированные нагрузки, специально разработанные для них», - говорит профессор Хиллман.
Дети из первой группы носили сердечные мониторы и шагомеры во время проведения физических упражнений, и обе группы детей прошли визуализирующие исследования головного мозга и тестирование когнитивных функций в начале и в конце исследования.
Исследователи обнаружили, что дети из первой группы показали значительно лучшие навыки блокирования отвлекающих факторов и фокусирования на поставленных задачах, по сравнению с контрольной группой. Кроме того, у этих детей была отмечена лучшая «когнитивная гибкость» - способность переключаться между интеллектуальными задачами без ущерба в точности и скорости выполнения этих задач.
«Дети в группе вмешательства имели двукратное увеличение точности выполнения познавательных задач, по сравнению с группой контроля», - добавляет профессор Хиллман. «Кроме того, мы обнаружили положительные изменения функции мозга, которые связаны с распределением внимания во время выполнения познавательных задач, а также с увеличением скорости когнитивных функций, в группе вмешательства», - добавил он.
Однако профессор Хиллман отмечает, что улучшение когнитивных функций у детей в рамках проводимого ими исследования может быть связано не только с «чистым» эффектом от физических нагрузок:
"Дело в том, что дети являются социальными существами; они занимаются физической активностью только в социальной среде", - говорит он. «Главная причина, по которой дети участвовали в разработанной нами программе физических нагрузок - потому что они находили это очень веселым и интересным занятием, а также заводили там новых друзей. Эти факторы сами по себе могли положительно влиять на детей».