Дневной сон и способность к обучению у детей раннего возраста
Младенцы проводят большую часть времени во сне, они спят несколько раз в день, в среднем по 30-120 минут за один сон. Исследование показывает, что эпизоды дневного сна оказывают ключевое влияние на развитие ребенка, помогая ему запоминать недавно приобретенные навыки и модели поведения.
Dr. Jane Herbert и ее коллеги из Великобритании и Германии, опубликовали результаты своих исследований в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Польза сна для здоровья головного мозга у взрослых хорошо изучена. Например, в сентябре прошлого года было опубликовано исследование, доказавшее, что недостаток сна у взрослых может снижать объем мозга и подавлять способность удерживать в памяти новую информацию [1], а другое исследование [2] показало, что нехватка сна может ускорить старение мозга.
Однако по словам доктора Herbert и ее коллег, науке довольно мало известно о влиянии сна на развитие мозга ребенка, несмотря на то, что большую часть времени младенцы проводят во сне.
Поэтому авторы исследования занялись изучением влияния сна на обучение и формирование новых навыков у младенцев. Для своего исследования они подобрали 216 здоровых детей в возрасте от 6 до 12 месяцев.
Исследователи выезжали на дом к пациентам, и проводили 2 серии экспериментов, первую сразу после сна, и вторую - перед самым сном.
При первом посещении исследователи обучали младенцев новому для них навыку - надеванию рукавички и игре с ней. Надевание демонстрировалось на кукле.
При втором визите (спустя 4 - 24 часа) исследователи контролировали закрепление этих навыков. В частности, они проверяли, будут ли дети снимать варежку с куклы и играть с ней сами.
Ученые обнаружили, что дети, которые спали сразу после обучения не менее 30 минут, при втором визите активно играли с варежкой. Дети же из второй группы (которых обучали сразу после сна) не были в состоянии повторить выученные действия, из чего был сделан вывод, что они не их запомнили.
Спустя 24 часа ученые повторно проверили навык детей, и эти результаты сохранились без изменений: дети из группы обучавшихся перед сном гораздо лучше владели требуемыми навыками, чем дети из группы, обучавшейся после сна.
Также было отмечено, что дети из группы, обучавшейся перед сном, которые спали менее 30 минут, по уровню навыков были ближе к группе, обучавшейся перед сном, из чего авторами был сделан вывод о том, что сон менее 30 минут недостаточен для усвоения полученной информации.
Комментируя полученные результаты, доктор Герберт говорит:
"Эти результаты особенно интересны для родителей и педагогов, поскольку они показывают, что оптимальное время для передачи новой информации детям - это время перед сном.
До сих пор не было оснований считать, что перед сном информация хорошо усваивается, напротив - гораздо логичнее было предполагать, что время сразу после сна является оптимальным. Именно после сна младенец весел, бодр и с интересом следит за происходящим около него, включается в процесс игры и обучения".
Она добавляет, что полученные результаты позволяют с другого ракурса взглянуть на традицию читать сказки детям на ночь: возможно, такая привычка способна улучшать обучаемость и тренировать память ребенка.
Теперь эта группа ученых планирует исследовать зависимость объема удерживаемой информации от продолжительности и качества сна.