С осенним похолоданием учащаются вопросы о фебрильных судорогах. Как ни странно, несмотря на обилие вменяемых источников информации до сих пор и пациенты, и педиатры плохо представляют себе, что такое фебрильные судороги и как на них реагировать.
На частые вопросы отвечает врач-невролог, Ноговицын Василий Юрьевич
Типичная ситуация – встревоженные родители получают рекомендации следить за температурой и давать жаропонижающие «если больше 37-37,5 градусов».
Нормальная температура у детей зависит от возраста и метода измерения температуры тела. У детей раннего возраста терморегуляция отличается незрелостью, при этом у детей соотношение площади поверхности тела к массе больше, чем у взрослых, а метаболические процессы активнее. Поэтому у детей температура выше, чем у взрослых.
Некоторые продвинутые мамы ищут в онлайн-магазинах термометры для постоянного мониторинга температуры тела и считают их надежным инструментом для предотвращения приступов о фебрильных судорогах. Могу расстроить, это бесполезная трата времени и имитация бурной деятельности.
Мотив понятен – трудно принять факт, что человека с судорогами можно вообще не обследовать и не лечить. Тем не менее, это чаще всего так. Все давно и неоднократно проверено и подсчитано, мировая статистика имеется в свободном доступе. Одно из основных руководств опубликовано еще в 2008 году в журнале Pediatrics — Febrile Seizures: Clinical Practice Guideline for the Long-term Management of the Child With Simple Febrile Seizures [1]. Владеющим английским языком предлагаю ознакомиться.
Фебрильными судорогами называют судороги, возникающие у детей при повышенной температуре тела. Это специфическое детское расстройство, возникающее в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. Частота встречаемости фебрильных судорог достигает 5% (от 2 до 5%), то есть у каждого двадцатого ребенка в первые 5 лет жизни высокая температура может вызвать судорожный приступ. Подробнее: ФЕБРИЛЬНЫЕ СУДОРОГИ
Итак, какова роль жаропонижающих (антипиретиков) в предотвращении фебрильных судорог?
В давнем (1980 год) исследовании супругов Кэмфилдов с соавторами 2 группы детей с однократным эпизодом фебрильных судорог в дополнение к жаропонижающим получали либо плацебо (заведомо неэффективное лекарство), либо противосудорожный препарат (фенобарбитал).
ЭФФЕКТ ПЛАЦЕБО (PLACEBO EFFECT) — как правило (но не обязательно или не всегда), благоприятный эффект, приписываемый пациентами лекарственному средству или лечению, назначенному лечащим врачом. Ощущаемое благоприятное действие плацебо связано с ожиданием эффекта от лечения, например, из-за внушения. Подробнее об эффекте плацебо.
Снижение частоты приступов достигнуто только в группе с фенобарбиталом, был сделан вывод о неэффективности жаропонижающих препаратов в предотвращении фебрильных судорог.
Может показаться логичным постоянный прием жаропонижающих при высокой температуре, чтобы не допустить провокации судорог. В 1993 году Schnaiderman с соавторами проверили и эту гипотезу. Дети с историей фебрильных судорог получали парацетамол либо каждые 4 часа в течение лихорадочного периода, либо только при повышении температуры.
Разницы в частоте повторных фебрильных судорог не было. Похожие результаты получены позже и другими учеными, в том числе при назначении ибупрофена. Особо отмечена опасность токсического поражения печени, почек, крови при частом приеме антипиретиков. Таким образом, от профилактики судорог с помощью антипиретиков западная медицина отказалась из-за отсутствия пользы и опасности медикаментозных отравлений.
Что касается профилактики фебрильных судорого противосудорожными препаратами, то она может быть эффективной, но какой ценой?
Значимое снижение частоты повторных приступов показано при назначении вальпроатов (известны под торговыми названиями Депакин, Конвулекс) или фенобарбитала, но не карбамазепина. Тем не менее, при назначении этих лекарств, особенно в раннем возрасте (когда фебрильные судороги случаются чаще всего) риск побочных эффектов обычно неприемлемо высок.
Эмоциональные, поведенческие нарушения (сонливость, гиперактивность), нарушения сна – явления хоть и не угрожающие, но дискомфортные, а токсические поражения печени, поджелудочной железы, системы кроветворения – уже прямая угроза жизни. Хотя такие страшные последствия случаются редко, все же этот риск при доброкачественном течении простых фебрильных судорогах оправдать трудно.
Антиэпилептические препараты могут быть нужны, если у пациента не простые фебрильные судороги, а эпилепсия. При некоторых нечасто встречающихся формах эпилепсии приступы действительно провоцируются лихорадкой, как раз таким детям целесообразен длительный прием соответствующих препаратов под контролем эпилептолога. То есть, речь идет не об эпизодической профилактике в периоды с высокой температурой, а о настоящем продолжительном приеме антиконвульсантов. Но, повторюсь, эти формы встречаются не так часто и приступы в этих случаях бывают не только при высокой температуре.
Кстати, сам факт повышения температуры тела еще не гарантирует повторение фебрильного приступа. Некоторые инфекции, например, грипп, парагрипп, герпес 6 типа, часто провоцируют судороги, а другие возбудители вызывают только повышение температуры тела без судорог. Многие родители с удивлением отмечают этот факт – один раз ребенок переболел с судорогами, другой – только с высокой температурой, третий – снова с судорогами.
Если у ребенка в жизни были только фебрильные судороги, то нет никакого смысла постоянно измерять ему температуру и снижать ее при любом повышении. Это не предотвращает риск повторения судорог и не влияет на долгосрочный прогноз. Попытки превентивного лечения лишь успокаивают родителей иллюзией помощи. Постоянные измерения температуры нервируют всех участников процесса и не дают полезной информации.
Если же фебрильные судороги сочетаются с афебрильными (без температуры) или имеют атипичный характер (очень частые, очень длительные), то лечение может быть назначено эпилептологом. Необходимость в этом бывает редко.