######
Наименование - Стратегия лекарственного обеспечения населения
стратегии Российской Федерации на период до 2025 года
Основание для - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая
разработки 2012 г. N 598 "О совершенствовании
государственной политики в сфере
здравоохранения";
поручение Правительства Российской Федерации от
17 мая 2012 г. N ДМ-П12-2803 о мерах по
реализации Указа Президента Российской
Федерации "О совершенствовании государственной
политики в сфере здравоохранения"
от 7 мая 2012 г.
Разработчик стратегии - Министерство здравоохранения Российской
Федерации
Проблемы, решаемые - Качество медицинской помощи и удовлетворенность
Стратегией населения Российской Федерации этой помощью в
части лекарственного обеспечения;
низкий уровень ответственности у населения
Российской Федерации в отношении своего
здоровья
Цель Стратегии - Повышение доступности качественных,
эффективных и безопасных лекарственных
препаратов для медицинского применения для
удовлетворения потребностей населения и системы
здравоохранения на основе формирования
рациональной и сбалансированной с имеющимися
ресурсами системы лекарственного обеспечения
населения Российской Федерации
Задачи Стратегии - Задача 1. Обеспечение рационального
использования лекарственных препаратов для
медицинского применения;
Задача 2. Совершенствование порядков
формирования перечней лекарственных препаратов
для медицинского применения, обеспечение
которыми осуществляется в рамках программы
государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, а также в рамках
оказания государственной социальной помощи в
виде набора социальных услуг;
Задача 3. Обеспечение безопасности,
эффективности и качества лекарственных
препаратов для медицинского применения;
Задача 4. Совершенствование государственного
регулирования цен на лекарственные препараты
для медицинского применения, обеспечение
которыми осуществляется в рамках программы
государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, а также в рамках
оказания государственной социальной помощи в
виде набора социальных услуг;
Задача 5. Повышение квалификации
медицинских и фармацевтических работников
Сроки и этапы - 2013 - 2025 годы, в том числе:
реализации Стратегии I этап (2013 - 2015 годы)
Совершенствование нормативных правовых актов в
сфере лекарственного обеспечения населения
Российской Федерации
II этап (2015 - 2016 годы)
Реализация пилотных проектов по
совершенствованию лекарственного обеспечения
населения на территориях субъектов Российской
Федерации
III этап (2017 - 2025 годы)
Внедрение эффективных моделей лекарственного
обеспечения на территории Российской Федерации
Перечень - Государственная программа Российской Федерации
государственных "Развитие здравоохранения";
программ Государственная программа Российской Федерации
"Социальная поддержка граждан";
Государственная программа Российской Федерации
"Развитие фармацевтической и медицинской
промышленности" на 2013 - 2020 годы
Источники - Финансирование мероприятий Стратегии
финансирования осуществляется в рамках бюджетных ассигнований
Стратегии федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, а также за счет
привлеченных средств внебюджетных источников
Ожидаемые результаты - Формирование и функционирование системы
реализации Стратегии рационального использования лекарственных
препаратов для медицинского применения;
повышение удовлетворенности населения
доступностью лекарственного обеспечения;
обеспечение безопасности, эффективности и
качества лекарственных препаратов для
медицинского применения, в том числе за счет
принятия мер по борьбе с оборотом
фальсифицированных и недоброкачественных
лекарственных препаратов для медицинского
применения;
обеспечение приоритетных потребностей
здравоохранения в необходимых и важнейших
лекарственных препаратах для медицинского
применения в целях профилактики и лечения
заболеваний, в том числе преобладающих в
структуре заболеваемости в Российской
Федерации;
повышение квалификации медицинских и
фармацевтических работников и повышение
качества оказываемой медицинской помощи;
снижение показателей заболеваемости и
смертности, предусмотренное реализацией
Государственной программы Российской Федерации
"Развитие здравоохранения"
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 февраля 2013 г. N 66
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ
ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА И ПЛАНА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Приказываю:
Утвердить:
Стратегию лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года согласно приложению N 1;
план реализации Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года согласно приложению N 2.
Министр
В.И.СКВОРЦОВА
Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 13 февраля 2013 г. N 66
СТРАТЕГИЯ
ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
ПАСПОРТ
Наименование - Стратегия лекарственного обеспечения населения
стратегии Российской Федерации на период до 2025 года
Основание для - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая
разработки 2012 г. N 598 "О совершенствовании
государственной политики в сфере
здравоохранения";
поручение Правительства Российской Федерации от
17 мая 2012 г. N ДМ-П12-2803 о мерах по
реализации Указа Президента Российской
Федерации "О совершенствовании государственной
политики в сфере здравоохранения"
от 7 мая 2012 г.
Разработчик стратегии - Министерство здравоохранения Российской
Федерации
Проблемы, решаемые - Качество медицинской помощи и удовлетворенность
Стратегией населения Российской Федерации этой помощью в
части лекарственного обеспечения;
низкий уровень ответственности у населения
Российской Федерации в отношении своего
здоровья
Цель Стратегии - Повышение доступности качественных,
эффективных и безопасных лекарственных
препаратов для медицинского применения для
удовлетворения потребностей населения и системы
здравоохранения на основе формирования
рациональной и сбалансированной с имеющимися
ресурсами системы лекарственного обеспечения
населения Российской Федерации
Задачи Стратегии - Задача 1. Обеспечение рационального
использования лекарственных препаратов для
медицинского применения;
Задача 2. Совершенствование порядков
формирования перечней лекарственных препаратов
для медицинского применения, обеспечение
которыми осуществляется в рамках программы
государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, а также в рамках
оказания государственной социальной помощи в
виде набора социальных услуг;
Задача 3. Обеспечение безопасности,
эффективности и качества лекарственных
препаратов для медицинского применения;
Задача 4. Совершенствование государственного
регулирования цен на лекарственные препараты
для медицинского применения, обеспечение
которыми осуществляется в рамках программы
государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, а также в рамках
оказания государственной социальной помощи в
виде набора социальных услуг;
Задача 5. Повышение квалификации
медицинских и фармацевтических работников
Сроки и этапы - 2013 - 2025 годы, в том числе:
реализации Стратегии I этап (2013 - 2015 годы)
Совершенствование нормативных правовых актов в
сфере лекарственного обеспечения населения
Российской Федерации
II этап (2015 - 2016 годы)
Реализация пилотных проектов по
совершенствованию лекарственного обеспечения
населения на территориях субъектов Российской
Федерации
III этап (2017 - 2025 годы)
Внедрение эффективных моделей лекарственного
обеспечения на территории Российской Федерации
Перечень - Государственная программа Российской Федерации
государственных "Развитие здравоохранения";
программ Государственная программа Российской Федерации
"Социальная поддержка граждан";
Государственная программа Российской Федерации
"Развитие фармацевтической и медицинской
промышленности" на 2013 - 2020 годы
Источники - Финансирование мероприятий Стратегии
финансирования осуществляется в рамках бюджетных ассигнований
Стратегии федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, а также за счет
привлеченных средств внебюджетных источников
Ожидаемые результаты - Формирование и функционирование системы
реализации Стратегии рационального использования лекарственных
препаратов для медицинского применения;
повышение удовлетворенности населения
доступностью лекарственного обеспечения;
обеспечение безопасности, эффективности и
качества лекарственных препаратов для
медицинского применения, в том числе за счет
принятия мер по борьбе с оборотом
фальсифицированных и недоброкачественных
лекарственных препаратов для медицинского
применения;
обеспечение приоритетных потребностей
здравоохранения в необходимых и важнейших
лекарственных препаратах для медицинского
применения в целях профилактики и лечения
заболеваний, в том числе преобладающих в
структуре заболеваемости в Российской
Федерации;
повышение квалификации медицинских и
фармацевтических работников и повышение
качества оказываемой медицинской помощи;
снижение показателей заболеваемости и
смертности, предусмотренное реализацией
Государственной программы Российской Федерации
"Развитие здравоохранения"
Введение
Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) определяет приоритетные социально-экономические задачи в сфере лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Стратегия разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" <1>, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2335.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 47, ст. 5489; 2009, N 33, ст. 4127.
Стратегия определяет:
приоритетные направления развития лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года;
основные направления совершенствования законодательства в сфере обращения лекарственных средств и лекарственного обеспечения.
Приоритеты государственной политики Российской Федерации
в сфере лекарственного обеспечения
1. Всеобщность. Государственная политика в сфере лекарственного обеспечения направлена на охрану здоровья каждого гражданина Российской Федерации.
2. Рациональность. Система лекарственного обеспечения, основанная на принципах доказательной медицины, должна соответствовать потребностям системы здравоохранения, современным достижениям фундаментальной и прикладной науки, возможностям фармацевтической промышленности.
3. Качество, эффективность и безопасность. Государственная контрольно-разрешительная система в сфере обращения лекарственных средств должна соответствовать международным требованиям и стандартам обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения.
4. Сбалансированность. Система лекарственного обеспечения базируется на реальных возможностях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, исходя из государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации лекарственными препаратами для медицинского применения.
5. Открытость и информированность. Управление эффективностью функционирования системы лекарственного обеспечения на основе мониторинга параметров ее функционирования и потребностей населения Российской Федерации. Предоставление населению Российской Федерации полной информации о правах в сфере лекарственного обеспечения.
Анализ текущего состояния лекарственного обеспечения
в России
Объем российского фармацевтического рынка за последние 15 лет вырос в стоимостном выражении более чем в 4 раза и по экспертным оценкам в 2012 году составляет 768,5 млрд. рублей, в том числе государственный госпитальный сектор составляет 151,5 млрд. рублей, государственный амбулаторный сектор - 132,1 млрд. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета - 95,3 млрд. рублей, средств региональных бюджетов - 36,8 млрд. рублей), сектор коммерческой розницы - 485,3 млрд. рублей (в том числе доля рецептурных лекарственных препаратов для медицинского применения - 50,5%).
За период с 2007 по 2012 год существенно увеличены государственные расходы на лекарственное обеспечение.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи лекарственные препараты для медицинского применения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара предоставляются бесплатно.
С 2007 года процент финансирования на лекарственное обеспечение в стационарных условиях в структуре общих расходов увеличился с 15% до 21%. В 2011 году финансирование медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями в стационарных условиях и условиях дневного стационара, в части расходов на лекарственные препараты для медицинского применения и расходные материалы составило 139,2 млрд. рублей.
Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ) <1> и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1155 "О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1155) <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 48, ст. 4945; 2007, N 43, ст. 5084; 2008, N 9, ст. 817, N 29, ст. 3410, N 52, ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152, N 30, ст. 3739, N 52, ст. 6417; 2010, N 50, ст. 6603; 2011, N 27, ст. 3880; 2012, N 31, ст. 4322, N 53, ст. 7583.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 1, ст. 186, N 37, ст. 5002.
Стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, предоставляемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения, в расчете на одного гражданина Российской Федерации с 2009 года увеличилась на 37% и составила в 2012 году 918 рублей в месяц.
Объем федеральных финансовых средств на централизованные закупки дорогостоящих лекарственных препаратов, закупаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1155, в 2012 году составил 53,87 млрд. рублей.
Общие суммарные расходы на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан Российской Федерации в рамках Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1155 при оказании им медицинской помощи медицинскими организациями в амбулаторных условиях за счет средств федерального бюджета составили в 2012 году 95,3 млрд. рублей.
Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890) <1>, которым утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст. 1791; 1995, N 29, ст. 2806; 1998, N 1, ст. 133, N 32, ст. 3917; 1999, N 15, ст. 1824; 2000, N 39, ст. 3880; 2002, N 7, ст. 699.
Общий объем затрат бюджетов субъектов Российской Федерации на лекарственное обеспечение в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 по сравнению с 2009 годом увеличился на 92% и в 2012 году составил 36,8 млрд. рублей.
По состоянию на ноябрь 2012 года количество граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение за счет средств субъектов Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 составило 15 140 299 человек, из них по факту воспользовались льготами 4 582 803 человека.
На сегодняшний день по объему продаж в денежном выражении лидируют импортные лекарственные препараты для медицинского применения, составляющие 75%, в то время как в натуральном выражении превалируют отечественные лекарственные препараты (63%).
На долю 10-ти наиболее крупных предприятий, осуществляющих производство лекарственных препаратов для медицинского применения, приходится около 45% всех выпускаемых в Российской Федерации лекарственных препаратов. При этом более 60% лекарственных препаратов для медицинского применения общего объема выпускаемой отечественной продукции производится в соответствии с требованиями международных стандартов надлежащей производственной практики.
Основную часть ассортимента выпускаемой продукции отечественных производителей составляют воспроизведенные лекарственные препараты для медицинского применения, что не позволяет им выделять на перспективные исследования и разработки более 1 - 2% от прибыли и обеспечивать наполнение рынка инновационными лекарственными препаратами. Удовлетворение потребностей здравоохранения в инновационных высокоэффективных лекарственных препаратах для медицинского применения осуществляется преимущественно зарубежными производителями.
В этой связи в целях перехода на инновационную модель развития отечественного производства лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется разработка и организация производства на территории Российской Федерации инновационных, а также необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения для профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации, в целях обеспечения приоритетных потребностей здравоохранения, за счет стимулирования соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 23 октября 2009 г. N 965, федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 91 <1>, а также с 2013 по 2020 годы - государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 2057-р <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 12, ст. 1628; 2012, N 34, ст. 4745, N 44, ст. 6038.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 46, ст. 6376.
С 2010 года на динамику роста цен на фармацевтическом рынке оказывает влияние государственное регулирование цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 2199-р <1> (далее - ЖНВЛП), продленный на 2013 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. N 1378-р <2>. По данным аналитических агентств в 2011 году рост средних цен на лекарственные препараты для медицинского применения составил 8,8%. При этом на лекарственные препараты, не включенные в ЖНВЛП, - 10,8%, а на лекарственные препараты для медицинского применения, включенные в ЖНВЛП, - 3,3%.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 51, ст. 7544; 2012, N 32, ст. 4588.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 32, ст. 4588.
С начала 2012 года повышение цен на лекарственные препараты для медицинского применения, включенные в ЖНВЛП, составило 3,2%; на лекарственные препараты для медицинского применения, не включенные в ЖНВЛП, - 7,05%.
На обеспеченность населения лекарственными препаратами для медицинского применения помимо цены влияет их доступность. Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств <1> предусмотрена розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815, N 31, ст. 4161, N 42, ст. 5293, N 49, ст. 6409; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст. 3446.
Благодаря этому в малонаселенных и сельских районах России увеличилась доля сельских аптечных организаций в их общем количестве. Так, по состоянию на 1 января 2011 года доля сельских аптечных организаций к общему количеству аптечных организаций составляла 27,6%, а к 1 января 2012 года - 49%.
Количество обособленных подразделений, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, в виде фельдшерско-акушерских пунктов возросло на 4028 единиц, амбулаторий - на 289 единиц, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики - на 1173 единицы. В связи с этим прошли необходимую переподготовку около 28 тысяч специалистов.
В среднем по Российской Федерации одна аптечная организация обслуживает 2674 человека, в городах - 2279 человек, в сельской местности - 3069 человек.
В соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" <1> обеспечение населения Российской Федерации медицинскими иммунобиологическими препаратами (далее - МИБП) для иммунизации в рамках национального календаря профилактических прививок (далее - Национальный календарь) осуществляется бесплатно за счет средств, выделенных из федерального бюджета. Объем финансирования Национального календаря составляет около 6 млрд. руб.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N 43, ст. 5084, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616, N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 21, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6599; 2011, N 30, ст. 4590; 2012, N 53, ст. 7589.
Национальный календарь в настоящее время предусматривает вакцинацию против 11 инфекций.
Иммунизация населения в рамках Национального календаря по эпидемическим показаниям осуществляется бесплатно за счет средств, выделенных из бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и прочих источников финансирования.
Отечественная иммунобиологическая промышленность обеспечивает около 90% МИБП Национального календаря. Вместе с тем более половины отечественных предприятий требуют реконструкции и технического перевооружения.
В целях сохранения качества МИБП создана "холодовая цепь", с помощью которой обеспечиваются безопасные условия транспортирования и хранения МИБП на всех ее уровнях. Необходима ее модернизация и совершенствование средств контроля температурного режима транспортирования и хранения.
Особенность предстоящего периода социально-экономического развития - появление внешних и внутренних вызовов, создающих предпосылки для совершенствования государственной политики в области здравоохранения и лекарственного обеспечения, в частности:
изменение требований к организации системы здравоохранения и лекарственного обеспечения, возникновение повышенных запросов к ресурсному обеспечению систем социального страхования и социальной помощи;
нестабильность мировой экономики, изменение курсов мировых валют, неустойчивость конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Обостряется вопрос рациональности использования имеющихся ограниченных общественных ресурсов;
возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Возрастает роль социальных программ, обеспечивающих сохранение высокого качества человеческого потенциала, в первую очередь способствующих повышению качества медицинской помощи, оказываемой населению, в том числе трудоспособного возраста, за счет повышения доступности современной высокоэффективной лекарственной терапии;
ускорение технологических изменений, происходящих в мире. Назрела потребность развития ключевых технологических направлений, определяющих современное здравоохранение, и определения перспектив его будущего развития;
усиление глобальной конкурентной борьбы за привлечение стратегических инвестиций в систему здравоохранения. Государство может создать условия, в которых развитие здравоохранения будет привлекательно как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов, что особенно актуально в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию;
недостаточная мотивация к повышению квалификации медицинских и фармацевтических работников в части рациональной лекарственной терапии, основанной на принципах доказательной медицины. Это обстоятельство диктует необходимость создания эффективной системы медицинского и фармацевтического образования, обеспечения мотивации медицинских и фармацевтических работников к постоянному повышению квалификации и повышению качества медицинской помощи.
Совершенствование системы лекарственного обеспечения предполагает решение следующих проблем:
нерациональное и неэффективное использование лекарственных препаратов для медицинского применения при оказании медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях, не соответствующее общепринятым мировым подходам к диагностике и лечению;
отсутствие механизмов стимулирования использования воспроизведенных лекарственных препаратов для медицинского применения;
отсутствие единого федерального регистра лиц, имеющих право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях;
низкий уровень ответственности граждан за свое здоровье, а также за здоровье своей семьи;
высокий уровень самолечения лекарственными препаратами для медицинского применения в отсутствие медицинских показаний;
низкий уровень использования информационных технологий в области рациональной фармакотерапии;
недостаточный уровень информирования граждан о реализуемых программах лекарственного обеспечения;
неравномерность уровня лекарственного обеспечения в субъектах Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890;
недостаточная доступность лекарственных препаратов для медицинского применения для граждан, проживающих в сельской местности и отдаленных районах с неразвитой транспортной инфраструктурой;
недостаточное развитие программ здорового образа жизни и социальных практик, ограничивающих распространение заболеваний;
низкий уровень вовлечения профессиональных ассоциаций в повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров в части рациональной лекарственной терапии, основанной на принципах доказательной медицины;
низкая доступность лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам, не имеющим право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой;
недостаточное использование результатов достижений фундаментальной и прикладной науки в практическом здравоохранении;
зависимость российской системы здравоохранения от передовых зарубежных технологий в силу недостаточности развития отечественных секторов разработки и производства инновационной продукции;
несовершенство контрольно-разрешительной системы обращения лекарственных средств, в том числе в части обеспечения и контроля качества лекарственных препаратов для медицинского применения;
недостаточное развитие отечественной фармацевтической промышленности и научно-исследовательской инфраструктуры по разработке инновационных лекарственных препаратов для медицинского применения;
ограничение возможности дальнейшего расширения национального календаря профилактических прививок в связи с отсутствием отечественных многокомпонентных комбинированных вакцин;
совершенствование системы государственных закупок лекарственных препаратов для медицинского применения;
нарушения в системе обеспечения и контроля "холодовой" цепи при транспортировании и хранении лекарственных препаратов для медицинского применения.
Повышение эффективности планирования и контроля финансовых расходов на лекарственное обеспечение населения в соответствии с реальными потребностями здравоохранения может быть достигнуто при решении этих проблем.
В соответствии с изложенным, в Стратегии предусмотрен сценарий развития лекарственного обеспечения населения Российской Федерации.