приказ минздрава 302н и конституционные права (а также права пациента), противоречия в российском законодательстве, касающиеся прав пациента и как с этим бороться
Некоторое время назад я была вынуждена столкнуться с применением приказа 302н и решила разобраться в проблеме, потому что существующее положение дел меня категорически не устраивает. В результате мне удалось обнаружить, что приказ 302н и список факторов вредности, на который он ссылается (а также аналогичные изменения законодательства для декретированных профессий), фактически смешивает две вещи:
-- обязанность перед другими людьми (то есть меры, которые необходимо принимать, чтобы не нанести вред другим людям); -- скрининг, он же диспансеризация (обследование здоровых людей с целью ранней диагностики заболеваний, которое со всех точек зрения может быть только добровольным).
С точки зрения медицинского права все гладко: вот тебе говорят, что нужно, вот права пациента, где прямо сказано, что ты можешь отказаться вообще от всего. А с другой стороны, есть требование ТК, которое фактически отменяет права пациента, потому что тому, кто рискнет им воспользоваться грозит 76 статья. На мой вопрос, заданный ранее на сайте, который осуществляет юридическую поддержку, мне ответили, что противоречия нет, так как вопрос относится к разным областям права, которые, соответственно, работают независимо.
В то же время у нас есть Конституция, которая говорит, что человек не может подвегаться никаким медицинским опытам без своего согласия (согласие, данное под угрозой применения 76 статьи, согласием считать странно).
Скрининг, который призван улучшать качество и продолжительность жизни, превращаясь в принудительное мероприятие, фактически становится насилием, возможно, даже с рисками для психического и физического здоровья. Насколько я знаю, о проблеме написано много, поэтому здесь приведу только один пример: принудительную гинекологию. Здесь вы имеем принудительное (моральное давление со стороны врача, страх потерять работу) вмешательство в половую сферу, причем речь идет об инвазивных процедурах, которые в качестве нередких побочных эффектов могут иметь кровотечение и сильную боль в животе (может потребоваться прием обезболивающих). Также я знаю, что есть исследование, которое указывает на риск развития у пациентки симптомов ПТСР как результата посещения гинеколога (при этом речь шла о рядовом приеме у врача, а не каких-то особых случаях нарушения врачебной этики).
В связи с чем есть вопрос, как можно в данной ситуации попытаться отстоять свои конституционные права и права пациента? И были ли уже какие-то попытки с этим справиться?