Реклама
Реклама
Реклама
Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Форум » Пользователи » Полина Жиянова
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Новая электронная библиотека, тема посвещена работе электронной библиотеки, содержащей материалы по развитию детей
 Уважаемые посетители форума, благотворительный фонд Даунсайд Ап  приглашает вас в  электронную библиотеку, которая содержит отечественную и зарубежную литературу  по развитию детей.
Пока это книги по синдрому Дауна, но постепенно ресурс будет расширяться. Мы планируем размещение публикаций  по педагогике, психологии и медицине по более широкому кругу тем.  Много интересных публикаций могут найти специалисты в журнале синдром Дауна 21 век. Там публикуются новейшие тенденции обучения и лечения  детей с данным синдромом.
 
Пересылайте ссылку на ресурс друзьям и знакомым, которым, по вашему мнению, будет полезна эта информация.
Библиотека находится здесь: библиотека


 В этой теме вы можете  размещать свои пожелания и замечания по работе библиотеки  
Дневник развития ребенка с рождения до трех лет
Обследовать развитие ребенка можно по таблицам, приведенным в дневнике развития, который находится  здесь: Дневник развитияhttp://lekoteka.ru/index.php?page=obshee.html
Этот же дневник вы можете скачать здесь
Как развивается понимание речи, Этапы развития импрессивной речи ребенка
Едва родившись, ребенок начинает знакомиться с окружающим миром, с близкими людьми, с тем, что они делают и говорят. Это и становится основой понимания речи
Вначале ребенок начинает различать ситуацию и понимать интонацию окружающих.
Следующий этап – это понимание речи в ситуации: мама говорит: дай мне ручки и одновременно протягивает    свои. Если ребенок выполнил просьбу, можно говорить о том,  что у него начало развиваться ситуативное понимание речи.
Если в ответ на слова: «Нужно включит свет» малыш поворачивается и смотрит на лампу – это говорит о наступлении нового этапа – понимание речи вне ситуации.
Итак, что же такое «понимание речи»?
Это соотнесение субъекта, объекта, качества, действия итд со словами их обозначающими.
 Основное правило, которое совершенно необходимо соблюдать для успешного развития понимания речи: соотнесение слова и того, что оно означает, должно быть максимально очевидным для ребенка.
Начинаются занятия с того, что ребенка учат понимать слово в определенной ситуации. Обычно это слова - существительные, затем глаголы, затем простые признаки, например большой и маленький.
Знакомство происходит постепенно, в быту и  в игре.
Самая удобная и интересная игра - это прятки. Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение объекта,  например, игрушки с одновременным называнием. Все это помогает малышу соотнести слово и предмет.
Игры должны быть эмоциональными, веселыми, интересными ребенку.  

Опишу последовательность накопления словаря:
Существительные
• Предмет предъявляется и называется.
• Ребенка знакомят с назначением предмета.
• Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно, например, прятки. (Вот мячик! Спрятали мячик. Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик)
• Ребенок по слову находит предмет при выборе из двух.
• Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов.
• Для формирования понятия, ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.
• Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь малыша.

Примечание: Каждый последующий пункт берется на вооружение только после того, как ребенок справляется с предыдушим


Глаголы
• Знакомство ребенка с действием,  позже с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «ест».
• Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется (мишка ест, зайка ест, мальчик ест) .
Ребенка просят показать как зайчик ест, как он спит
• Ребенок одну из двух простых сюжетных картинок (зайчик  ест – зайчик спит).
• Выбор из большего количества вариантов.

Знакомство с другими частями речи происходит аналогичным способом.

Предложения

Виды простых предложений:
Просьбы: Дай мне мишку.
Описания: Дай мне большого мишку.
Вопросы: Ты хочешь мишку?
Отрицания: Это мишка? (показываете зайку)

Примеры возможных вопросов:
• Хочешь...?
• Что ты хочешь? (выбор из двух)
• Где ...?
• Какой...? (большой или маленький)
• Кто не спит?

Уровни сложности предложений.
Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые, ключевые слова).

1 уровень:
Оборудование: мишка и зайка.
Варианты просьб: «где зайка», «Где мишка»

2 уровень:
Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка.
Варианты инструкций: «Причеши зайку», «Причеши мишку», «Покорми зайку», «Покорми мишку».

3 уровень:
Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце
Инструкции типа: «Вытри ручки большому зайке».

4 уровень:
Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.
Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную коробку».

Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень дается на специальном занятии, а уже знакомый используется в бытовых ситуациях.

Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.

Уровни те же, только вместо выполнения действий ребенок выбирает одну из предложенных картинок.

Работая над освоением каждого уровня необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:

• Принадлежность: «Помой папину тарелку».
• Перемещение объекта: «Положи ложку в коробку», «Поставь тарелку на стол».
• Передача предмета: «Дай мяч Коле»
• Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «Причеши папу», «Погладь куклу».
• Вопросы: «Где стоит сумка?»
• Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».
Что делать, чтобы ребенок захотел говорить, Социально-психологический аспект речи
ПРАГМАТИКА или социально-психологический аспект развития речи

Поняла, что нужно поговорить еще об одном важном аспекте развития речи.
О нем часто забывают, считая его само собой разумеющимся, по этой же причине не сразу написала и я. Это так называемая прагматика речи или ее социально-психологический аспект. Все это в полной мере относится и ко взрослым, но говорить мы будем только о начале формирования речи.

Прежде всего вспомним о том, что речь возникла и развивается в общении, то есть в диалоге. В диалоге обычно участвуют двое, один из которых говорит, другой слушает и потом отвечает, то есть существует некая очередность обмена сигналами.
Внимание: когда один просит другого повторить за ним что-то - это уже не диалог!!!

Итак, что нужно, чтобы ребенок заговорил:
У ребенка должна возникнуть потребность/заинтересованность/необходимость в общении. Все помнят анекдот про мальчика, который в 7 лет сказал, что каша не досолена и не говорил раньше, потому что все было в порядке.
Оба собеседника должны быть настроены на одну волну, то есть сосредоточены на одной теме. Если ребенок принес мяч, чтобы поиграть, а мама спрашивает не хочет ли он на горшок - это яркий пример того, что может мешать ребенку вновь обратиться ко взрослому. ( я пишу мама, потому что папы в этом случае обычно более адекватны, если им приносят машину они играют в машину, а не начинают вытирать ребенку нос )
То, о чем идет речь должно быть в поле интересов ребенка Речь ребенка развивается в деятельности, обычно совместной со взрослым. Если это игра, которая интересна ребенку, например, бросать мяч в мусорную корзину и кричать "Бах!", то есть больше шансов на собственную речевую активность ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой (очень настойчивой просьбе ) сортирует предметы.
Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения: взгляда, паузы, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса. Взрослый и сам должен активно использовать их и принимать их от ребенка в качестве ответа. Если на ваш вопрос о том, чем бы вам заняться, ребенок принес книгу - это и есть его ответ. "Будем читать?" уточняете вы и садитесь за книгу.
Важна благожелательность слушающего взрослого, его способность к пониманию и правильной интерпретации любых сигналов ребенка. Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если понятно и доброжелательно прокомментировать его просьбу и ответить ребенку он снова и снова будет инициировать общение.
Взрослый собеседник должен ясно представлять себе речевые возможности ребенка: с одной стороны - уровень понимания им речи, а с другой - представлять себе, как ребенок сможет ответить, то есть знать его экспрессивный словарь. Если взрослый знает, что в словаре ребенка нет нужного слова, то он должен предложить ребенку другие формы ответа.
Например, вопрос "Что ты хочешь: яблоко или грушу?", в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит ребенка в позицию неуспеха. Если же вы держите в руках яблоко и грушу, то малыш с радостью ответит вам жестом,а значит диалог состоится. Вы может в дополнение прокомментировать его выбор и дать ему желаемое.

Все, о чем я написала, можно коротко охарактеризовать, как наличие у ребенка ОТЗЫВЧИВОГО собеседника и АДЕКВАТНОЙ ситуации.
Страницы: 1
Развернуть блок