Чтение и интеллект
Исследование, опубликованное в журнале Child Development, пришло к выводу, что наличие хороших навыков чтения в детском возрасте является предиктором высокого уровня интеллекта у молодых взрослых людей.
Проведенные ранее исследования отмечали, что способность чтения была связана с более высоким уровнем здоровья, образования, социально-экономического статуса и творчества. Способность бегло читать может непосредственно улучшать некоторые из этих факторов.
Некоторые исследователи полагают, что акт чтения оказывает позитивное влияние на более глубокие познавательные способности. Так или иначе, чтение повышает интеллект.
Однако существуют и другие исследования, которые показывают, что навыки чтения и общего интеллекта заложены генетически. То есть как способность к чтению, так и обучаемость – могут быть параллельно запрограммированы, и этот факт может запутать результаты исследований.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Многие родители считают, что взаимодействуя со своими детьми, например читая им сказки перед сном, или собираясь каждый вечер за семейным ужином, они способны повлиять на интеллект ребенка во взрослом возрасте. ВЛИЯНИЕ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА?
Для изучения этого вопроса ученые из Эдинбургского университета и Королевского колледжа в Лондоне, Великобритания, сравнили результаты тестов на навыки чтения и тестов на интеллект у почти 2000 пар однояйцевых близнецов.
Тесты проводились в возрасте 7, 9, 10, 12 и 16 лет.
Близнецы были выбраны для этого исследования, так как они генетически идентичны, и росли в аналогичных семейных условиях, что позволило исследователям исключить влияние генетического фактора и фактора семейного воспитания на результаты этой работы.
Они обнаружили, что те дети, которые начинали читать раньше своего сибса-близнеца, сохраняли преимущество в навыках чтения и в более старшем возрасте, а также показывали более высокие оценки в тестах на уровень интеллекта.
Кроме того, способность к чтению в раннем школьном возрасте была связана не только с улучшением лексики и общих знаний, но и с улучшением невербального интеллекта.
«То, что чтение увеличивает словарный запас – не является чем-то удивительным, это вполне логично. Удивление вызывает возрастание уровня невербального интеллекта», - говорит автор исследования Stuart Ritchie.
НЕ ЧТЕНИЕМ ЕДИНЫМ: Исследование пришло к выводу, что 60 минут физической активности, проводимой ежедневно после школы, полезно не только для физического здоровья детей, но также способно благотворно влиять на их когнитивные функции. Подробнее: ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ. ВЛИЯНИЕ НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
Он поясняет:
«Вполне возможно, что чтение учит детей использовать абстрактное мышление, так как они должны представлять других людей, места и вещи во время чтения. Это является полезным в решении более общих задач, и потому увеличивает уровень интеллекта».
Stuart Ritchie и его коллеги предполагают, что другие школьные занятия, такие как изучение математики, тренировка самоконтроля, и физическая активность – также могут оказывать влияние на когнитивное развитие, независимо от навыков чтения. Изучение вклада этих дисциплин должно стать объектом будущих исследований, считают они.
Ричи добавляет, что общий уровень интеллекта имеет высокую степень корреляции с успехами в образовании, профессиональными успехами и даже общим уровнем здоровья и долголетия – это было многократно показано в более ранних исследованиях.
«Поэтому изучение способов повышения интеллекта является важным и полезным занятием», - заключает он.