Фаст-фуд и школьная успеваемость
Проведенные ранее исследования последствий потребления фаст-фуда детьми выявили ряд негативных воздействий на их организм, самым известным из которых является детское ожирение. Однако новое исследование показывает, что такие продукты питания могут негативно влиять не только на физическое здоровье детей: высокий процент фаст-фуда в рационе ребенка способен снижать его обучаемость
Группа ученых во главе с Katy Purtell, доцентом кафедры гуманитарных наук в Университете штата Огайо, обнаружили, что чем выше частота потребления фаст-фуда в пятом классе, тем хуже эти дети успевают по математике, чтению и естественным наукам в восьмом классе.
Они опубликовали результаты своих исследований в журнале Clinical Pediatrics.
Авторы исследования пишут, что негативное воздействие фаст-фуда на физическое здоровье - изучено довольно хорошо. Так, многие исследования показали, что потребление нездоровой пищи является основным фактором развития детского ожирения, и эти исследования в свое время спровоцировали много споров по поводу маркетинга нездоровой пищи для детей.
По данным статистики, почти 40% детей потребляют избыточное количество вредных жиров и сахаров, и только 21% детей и подростков в возрасте 6-19 лет потребляют рекомендованное количество фруктов и овощей ежедневно.
К СВЕДЕНИЮ: Тяжелые расстройства пищевого поведения, такие как анорексия (отвращение к еде) и булимия (чрезмерный аппетит), которые обычно поражают подростков и молодых людей, нередко возникают у лиц, имевших скрытые психологические проблемы в возрасте 8 - 12 лет. Подробнее: РАССТРОЙСТВА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МОГУТ НАЧИНАТЬСЯ УЖЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Однако влияние фаст-фуда на психическое и интеллектуальное здоровье детей практически не изучалось, поэтому Purtell и ее коллеги начали заниматься изучением влияния фаст-фуда на школьную успеваемость.
Ученые проанализировали данные о 11 740 школьниках, которые являлись частью другого продольного когортного исследования. Все они были одного возраста, и посещали детский сад в 1998-99гг.
На момент их обучения в пятом классе, они подвергались анкетированию о своем рационе питания. Из этого опросника ученые выяснили, что только 29% детей не употребляли фаст-фуд за неделю до анкетирования.
Около 10% участников исследования потребляли фаст-фуд каждый день, и еще 10% отметили, что ели его четыре-шесть раз в неделю. Остальные дети ответили, что употребляли фаст-фуд от 1 до 3 раз за неделю, предшествующую анкетированию.
Затем авторы исследования учли результаты тестирования по этих детей по чтению, математике и естественным наукам в пятом классе, и сравнили с тестированием по аналогичным предметам в восьмом классе.
Результаты исследования показали, что дети, которые потребляли фаст-фуд от 5 до 56 раз в неделю, или ежедневно, имели снижение успеваемости на 20% по математике, чтению и естественным наукам, по сравнению со сверстниками, не потреблявшими фаст-фуда.
Авторы исследования говорят, что эти результаты остались неизменными даже после учета других возможных факторов, влияющих на успеваемость, таких как степень физической активности, время проводимое за телевизором, социально-экономический статус семьи, характеристики оставшейся части рациона, и тд.
К СВЕДЕНИЮ: в те дни, когда дети ели пиццу, они потребляли суммарно на 230 ккал, на 5г насыщенных жиров и на 484мг натрия больше рекомендуемой суточной нормы. Подробнее: О ПИТАНИИ ДЕТЕЙ. ПИЦЦА
Комментируя полученные результаты, Purtell говорит:
"Нам давно известны доказательства того, что потребление фаст-фуда провоцирует детское ожирение, но проблемы на этом не заканчиваются. Чрезмерное потребление фаст-фуда может приводить к снижению успеваемости в школе.
Мы не утверждаем, что родители никогда не должны кормить своих детей фаст-фудом, но результаты нашего исследования показывают, что потребление фаст-фуда должно быть ограничено родителями настолько, насколько это возможно".
Хотя исследователи пока не могут назвать конкретный патогенетический механизм, объясняющий снижение успеваемости у школьников из-за фаст-фуда, они ссылаются на данные других исследований, доказавших, что фаст-фуд содержит недостаточное количество микроэлементов, влияющих на когнитивное развитие, например железа.
Кроме того, по их словам, проведенные ранее исследования показали, что любая диета с высоким содержанием жиров и высоким содержанием сахара приводит к снижению объема памяти и обучаемости детей.