Программы профилактики сексуального насилия над детьми. Результаты
По данным последнего глобального обзора научных исследований, дети, которые принимают участие в школьных программах, направленных на предотвращение сексуального насилия, с большей степенью вероятности сообщают о случаях сексуального насилия взрослым, нежели дети, которые не обучались в таких образовательных программах.
Этот обзор, опубликованный в Cochrane Database of Systematic Reviews, включает в себя все опубликованные на данный момент исследования, посвященные теме сексуального насилия, и обобщает данные, полученные от почти 6000 детей, учащихся в начальных и средних классах школ по всему миру.
Авторы обзора обнаружили, что среди тех детей, которые прошли образовательные программы профилактики сексуального насилия, о случаях насилия сообщалось в с частотой около 14 случаев на 1000 детей, а среди детей, не проходивших подобных образовательных программ, частота выявления таких случаев составила 4:1000 детей.
Тем не менее, ведущий автор обзора Kerryann Walsh, доцент Университета Квинсленда в Брисбене, Австралия, и ее коллеги отмечают, их полученные результаты следует интерпретировать с осторожностью из-за "умеренного" качества доказательств.
Они также считают, что необходимо проведение дополнительных исследований, прежде чем можно будет с уверенностью сказать, что такие школьные программы могут фактически уменьшать частоту сексуального насилия.
По современным оценкам, по крайней мере каждая десятая девочка и каждый двадцатый мальчик на планете испытывали сексуальное насилие. Дети, перенесшие сексуальное насилие, с большей вероятностью становятся жертвами сексуального насилия во взрослом возрасте. Они также подвержены высокому риску заболеваний и психических проблем в дальнейшей жизни, в том числе депрессии, самоубийству, нарушениям питания, злоупотреблению лекарственными препаратами и алкоголем.
В некоторых странах с 1980 года на базе школ разработаны и внедряются программы по профилактике сексуального насилия, которые учат детей тому, как распознать, реагировать и сообщать о сексуальном насилии.
В этот обзор были включены данные о 24 исследованиях, охватывающих в общей сложности 5802 учащихся начальных и средних классов школ в семи странах: США, Канада, Китай, Германия, Испания, Тайвань и Турция.
В этих исследованиях изучались различные типы программ, предназначенных для предотвращения сексуального насилия. Методики проведения их программ и их длительность - варьировались от одного 45-минутного сеанса, до восьми 20-минутных сеансов в разные дни.
Несмотря на разную продолжительность программ, содержание большинства из них было сходным. Например, они учили детей о безопасных границах собственности тела, интимных частях тела, различию между разными типами ощущений, видах тайн, и кому какой вид тайн можно рассказывать.
Программы использовали различные форматы донесения информации, включая кинофильмы, видеоролики, театральные постановки и мультимедийный контент. Кроме того, иногда использовались песни, комиксы, книжки-раскраски, игры и куклы. Методы обучения также были различными, в том числе: ролевые игры, дискуссии, и обратная связь.
Профессор Уолш и его коллеги обнаружили доказательства того, что такие программы могут увеличить знания детей о сексуальном насилии - четыре исследования показали, что дети помнили чему их обучали, спустя шесть месяцев от окончания программы.
Обзор также показал, что дети, которые принимали участие в подобных обучающих программах, с большей вероятностью могли защитить себя в моделируемом сценарии злоупотребления, по сравнению с детьми, не принимавших участия в подобных программах. В частности, эти сценарии предусматривали ситуацию, когда незнакомец хочет хитростью увести ребенка из школы.
Авторы не обнаружили подтверждения тому, что дети, прошедшие подобные обучающие программы, испытывали ненужное беспокойство или тревогу после обучения. Никаких побочных эффектов таких программ не было зарегистрировано.
При обсуждении полученных результатов, исследователи объясняют, что довольно трудно оценить реальную эффективность подобных обучающих программ.
"Даже если, судя по всем признакам. ребенок хорошо усвоил урок, и то, как следует вести себя в определенной ситуации - это вовсе не означает, что они будут вести себя так же в реальной ситуации злоупотребления", - говорит профессор Уолш.
Она объясняет, что актеры и ассистенты не способны в полной мере имитировать реальные жизненные ситуации. Например, мы знаем, что большинство случаев сексуального насилия совершается человеком, близко знакомым ребенку-жертве.
В заключение, исследователи говорят, что полученные ими результаты подтверждают необходимость информирования детей, и защиты их от сексуального насилия. Тем не менее, они призывают продолжить исследования в этом направлении, чтобы можно было с уверенностью доказать эффективность проведения таких программ в школах, и выяснить, в какой мере они реально способствуют предотвращению сексуального насилия.
Профессор Уолш заключает:
"Чтобы действительно понять, эффективны ли эти программы, мы должны провести крупные исследования, которые будут начинаться в детстве и продолжаться вплоть до взрослого возраста".