Статины при неалкогольном стеатогепатите
Пациентам с диабетом и преддиабетическими состояниями, у которых имеется неалкогольный стеатогепатит (НАСГ), можно безопасно назначать статины и, более того, следует всячески поощрять такую практику, с учетом того, что в этой популяции обычно имеется высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний. К этим выводам пришли авторы ретроспективного анализа применения статинов в популяции рандомизированного плацебо-контролируемого исследования с пиоглитазоном, который был опубликован онлайн в журнале Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism. При этом в повседневной практике пациенты с НАСГ часто остаются без показанных им статинов из-за опасения вызвать гепатотоксичность. Данное исследование – первое, в котором была продемонстрирована безопасность лечения статинами в этой популяции в долгосрочной перспективе.
Как уже было сказано выше, группа исследователей из Флоридского университета провела апостериорный анализ применения статинов во время рандомизированного исследования, сравнивавшего пиоглитазон с плацебо. В общей сложности был включен 101 пациент с НАСГ и сахарным диабетом (СД) 2 типа или преддиабетическими состояниями, которых наблюдали в течение трех лет. Несмотря на высокий расчетный риск сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), лишь 38 пациентов (37%) получали статины на момент включения в исследование. Получавшая статины подгруппа была представлена, главным образом, мужчинами (82%). Пользователи статинов и те пациенты, которым они не были назначены, исходно имели аналогичные показатели ИМТ, общего содержания жира в организме, и у них одинаково часто диагностировался метаболический синдром. При этом пациенты, которым были назначены статины, были немного старше (55 лет против 48, p<0,001), и в этой подгруппе имелась тенденция к более высокой распространенности СД 2 типа по сравнению с теми, кто не принимал статины (63% против 44%, p=0,07). У пользователей статинов были закономерно более низкие плазменные уровни общего холестерина (166 мг/дл против 196 мг/дл, p<0,001) и холестерина липопротеинов низкой плотности (93 мг/дл против 119 мг/дл, p<0,001); тем не менее, эти группы не различались с точки зрения концентраций холестерина липопротеинов высокой плотности или триглицеридов.
У не получавших статины пациентов исходно были выше уровни аланиновой аминотрансферазы в плазме, однако тяжесть поражения печени при этом была одинаковой. В обеих подгруппах (пользователей статинов и тех, кому они не были назначены) у четырех пациентов в течение наблюдения произошло не менее чем двухкратное повышение концентрации трансаминаз в плазме. Один из пациентов, при этом не получавший статины, по этой причине выбыл из исследования; в остальных случаях уровень ферментов вернулся к норме без какого-либо активного вмешательства.
У тех пациентов, которые впервые начали прием статинов в рамках основного исследования, по данным биопсии не было отмечено никаких гистологических изменений в печени или уровня инсулинорезистентности в печеночной ткани по сравнению с теми, кто получал плацебо.
Несмотря на то, что в этой области, несомненно, необходимы более крупные исследования, эта работа дополняет собой накапливающуюся в последнее время информацию о том, что у пациентов с НАСГ статины не ухудшают функцию печени, а по некоторым данным – даже ее улучшают. Это подчеркивает безопасность статинов для широкого спектра пациентов и клинических ситуаций, так что врачам первичного звена, эндокринологам и гепатологам следует более активно назначать статины пациентам с НАСГ, которые чаще всего имеют очень высокий кардиоваскулярный риск. У большинства подобных пациентов доказанные преимущества этого класса препаратов значительно перевешивают возможные риски.