Реклама
Реклама
Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
RSS
Как развивается понимание речи, Этапы развития импрессивной речи ребенка
Едва родившись, ребенок начинает знакомиться с окружающим миром, с близкими людьми, с тем, что они делают и говорят. Это и становится основой понимания речи
 Вначале ребенок начинает различать ситуацию и понимать интонацию окружающих.
Следующий этап – это понимание речи в ситуации: мама говорит: дай мне ручки и одновременно протягивает    свои. Если ребенок выполнил просьбу, можно говорить о том,  что у него начало развиваться ситуативное понимание речи.
 Если в ответ на слова: «Нужно включит свет» малыш поворачивается и смотрит на лампу – это говорит о наступлении нового этапа – понимание речи вне ситуации.
 Итак, что же такое «понимание речи»?
Это соотнесение субъекта, объекта, качества, действия итд со словами их обозначающими.
Основное правило, которое совершенно необходимо соблюдать для успешного развития понимания речи: соотнесение слова и того, что оно означает, должно быть максимально очевидным для ребенка.
Начинаются занятия с того, что ребенка учат понимать слово в определенной ситуации. Обычно это слова - существительные, затем глаголы, затем простые признаки, например большой и маленький.
Знакомство происходит постепенно, в быту и  в игре.
Самая удобная и интересная игра - это прятки. Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение объекта,  например, игрушки с одновременным называнием. Все это помогает малышу соотнести слово и предмет.
 Игры должны быть эмоциональными, веселыми, интересными ребенку.  

Опишу последовательность накопления словаря:
Существительные
• Предмет предъявляется и называется.
• Ребенка знакомят с назначением предмета.
• Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно, например, прятки. (Вот мячик! Спрятали мячик. Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик)
• Ребенок по слову находит предмет при выборе из двух.
• Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов.
• Для формирования понятия, ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.
• Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь малыша.

Примечание: Каждый последующий пункт берется на вооружение только после того, как ребенок справляется с предыдушим


Глаголы
• Знакомство ребенка с действием,  позже с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «ест».
• Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется (мишка ест, зайка ест, мальчик ест) .
 Ребенка просят показать как зайчик ест, как он спит
• Ребенок одну из двух простых сюжетных картинок (зайчик  ест – зайчик спит).
• Выбор из большего количества вариантов.

Знакомство с другими частями речи происходит аналогичным способом.

Предложения

Виды простых предложений:
Просьбы: Дай мне мишку.
Описания: Дай мне большого мишку.
Вопросы: Ты хочешь мишку?
Отрицания: Это мишка? (показываете зайку)

Примеры возможных вопросов:
• Хочешь...?
• Что ты хочешь? (выбор из двух)
• Где ...?
• Какой...? (большой или маленький)
• Кто не спит?

Уровни сложности предложений.
Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые, ключевые слова).

1 уровень:
Оборудование: мишка и зайка.
Варианты просьб: «где зайка», «Где мишка»

2 уровень:
Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка.
Варианты инструкций: «Причеши зайку», «Причеши мишку», «Покорми зайку», «Покорми мишку».

3 уровень:
Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце
Инструкции типа: «Вытри ручки большому зайке».

4 уровень:
Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.
Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную коробку».

Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень дается на специальном занятии, а уже знакомый используется в бытовых ситуациях.

Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.

Уровни те же, только вместо выполнения действий ребенок выбирает одну из предложенных картинок.

Работая над освоением каждого уровня необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:

• Принадлежность: «Помой папину тарелку».
• Перемещение объекта: «Положи ложку в коробку», «Поставь тарелку на стол».
• Передача предмета: «Дай мяч Коле»
• Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «Причеши папу», «Погладь куклу».
• Вопросы: «Где стоит сумка?»
• Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».
Очень интересно, по-моему это такое глубинное исследование, можно сказать, самой сути человеческой личности.
Страницы: 1