Врач, компьютер и пациент: проблемы коммуникации
Пациенты хотят, чтобы врачи в своем кабинете смотрели на них, а не на экраны компьютеров. К таким выводам пришли авторы работы, которая была опубликована онлайн 30 ноября 2015г. в журнале JAMA Internal Medicine. Оказалось, что врачи, которые во время клинической работы с пациентом много использовали компьютер, с точки зрения пациентов работали хуже, чем те, кто им пользовался мало.
Группа исследователей из Калифорнийского университета в Сан-Франциско провела обсервационное исследование, которое имело целью оценить ассоциации между использованием врачом компьютера и его коммуникацией с пациентами, имеющими разнообразные хронические заболевания. В работе участвовали несколько клиник, участвовавших в одной и той же системе обеспечения безопасности пациента. Исследователи записали на видео 71 случай профессионального взаимодействия между 39 клиницистами и 47 пациентами в период с 1 ноября 2011г. по 30 ноября 2013г. Пациентов интервьюировали по телефону перед записываемым на видео визитом и после него, при этом их просили оценить качество медицинской помощи, которую они получили в предшествующие 6 месяцев.
Затем исследователи проанализировали полученные видеозаписи, при этом коммуникативное поведение врача оценивалось с использованием Системы анализа взаимодействия Ротера (Roter Interaction Analysis System, RIAS). Использование врачом компьютера подразделялось на категории низкой, умеренной и высокой степени использования. С помощью многомерного анализа, в котором учитывались длительность визита, образовательный уровень пациента, его качество жизни и демографические характеристики врачей, были выявлены ассоциации между пользованием компьютером, коммуникативными переменными и той оценкой, которую пациенты давали своему опыту лечения у данного специалиста.
Оказалось, что качество полученной помощи было расценено как отличное менее чем половиной (48%) пациентов, чьи врачи много пользовались компьютером во время визита. Напротив, большинство (83%) пациентов, чьи врачи в меньшей степени использовали компьютер, считали, что полученная ими помощь заслуживает оценки «отлично».
Высокая степень использования компьютера ассоциировалась также с видимыми коммуникативными различиями. Во время тех визитов, при которых компьютер использовался много, пациенты в большей степени были склонны устанавливать социальный раппорт («болтать» с врачом), однако, в тех случаях, когда компьютер использовался умеренно, таких посторонних разговоров было меньше, зато пациенты демонстрировали более позитивное отношение. Напротив, много использующие компьютер врачи в большей степени устанавливали негативный раппорт, в том числе, их высказывания выражали несогласие или критику.
Авторы отмечают, что, хотя построение социального раппорта может способствовать большей доверительности и удовлетворению пациента, однако параллельное использование компьютера может мешать искреннему взаимодействию. Кроме того, решающие больше одной задачи одновременно врачи могут пропускать те моменты в разговоре, которые можно использовать для углубления диалога. Построение отрицательного раппорта может быть неосознанным последствием использования электронной истории болезни, поскольку ее заполнение в ходе визита может провоцировать несогласие врача по мере того, как он обнаруживает недопонимание пациента и дает ему соответствующие разъяснения.
Поскольку очевидно, что повсеместное внедрение электронной медицинской документации должно повлиять на коммуникативные процессы между медицинским работником и пациентом, очевидно, что в случае обслуживания популяций с недостаточным уровнем медицинской грамотности, следует предпринимать специальные меры образовательного и культурологического плана, чтобы помочь врачам использовать этот новый вид документации не в ущерб коммуникации с пациентами и оказанию им помощи.
В сопровождающей данную публикацию редакционной статье приводятся несколько советов для решения обозначенной проблемы. Предлагается, во-первых, просматривать электронную карту перед визитом, до контакта с пациентом. Во-вторых, врачам следует специально планировать во время визита время для разговора с пациентом без параллельного использования технических устройств (например, это могут быть первые несколько минут визита). Наконец, следует иметь в виду, что использование компьютера в той части визита, которая отводится на сбор информации, вполне адекватно и ожидаемо для пациента. В статье приводится еще один совет, использование которого может помочь и при обучении пациента, и для создания у него ощущения партнерства с врачом, и для выбора вопросов для обсуждения – всегда поворачивать монитор к пациенту, так, чтобы он (или она) видели, что врач использует устройство (например, ищет информацию), чтобы помочь ему.