Приливы при климаксе и сердечно-сосудистый риск
Приливы крови к лицу и ночная потливость, как правило, считаются доброкачественными симптомами, через которые женщины должны пройти при изменениях уровня репродуктивных гормонов при наступлении менопаузы, говорит Ребекка Терстон (Rebecca Thurston), PhD, директор лаборатории биоповеденческого здоровья женщин Университета Питтсбурга.
Но на самом деле эти симптомы могут сигнализировать о проблемах со здоровьем, предупреждает она.
«Теперь мы знаем, что вазомоторные симптомы на самом деле могут что-то значить для здоровья женщин», - сказала Терстон, будущий президент Североамериканского общества по изучению менопаузы (North American Menopause Society. NAMS).
Здесь, на ежегодной встрече NAMS 2019 года, она представила результаты исследования, которые показывают, что у женщин с этими симптомами может быть более высокий риск сердечно-сосудистых осложнений. По ее словам, необходимо тщательно контролировать факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.
«Мы не знаем, является ли эта связь причинно-следственной, и поэтому мы не знаем, повлияет ли лечение вазомоторных симптомов на состояние сердечно-сосудистой системы у женщин», - пояснила Терстон.
Она сообщила, что приливами крови к лицу и ночной потливостью во время менопаузы страдают более 70% женщин, а примерно у 30% отмечаются тяжелые вазомоторные симптомы. Симптомы могут сохраняться 7-10 лет и оказывать негативное влияние на качество жизни женщин.
До недавнего времени было неясно, связаны ли эти симптомы с другими проблемами со здоровьем. Но новое исследование, в том числе собственная работа Терстон, показало взаимосвязь вазомоторных симптомов с неблагоприятным профилем сердечно-сосудистого риска и субклиническими показателями сердечно-сосудистых заболеваний.
«Теперь мы знаем, что вазомоторные симптомы на самом деле могут что-то значить для здоровья женщин».
Она объяснила, что было сложно «тщательно изучить взаимосвязь между вазомоторными симптомами и фактическими тяжелыми клиническими исходами - такими как сердечный приступ, инсульт, сердечная недостаточность и сердечно-сосудистая смертность» - из-за длительного периода времени между появлением симптомов и развитием исходов. Вазомоторные симптомы у женщины обычно отмечаются в возрасте от 40 до 50 лет, но сердечно-сосудистые события начинают происходить в возрасте 65 лет и старше.
Проспективное исследование здоровья женщин в национальном масштабе (Study of Women's Health Across the Nation. SWAN), в котором собирали данные более чем за два десятилетия, предоставило Терстон и ее коллегам возможность изучить взаимосвязи.
Участникам исследования было от 42 до 52 лет на момент включения, они находились в пременопаузе или ранней перименопаузе, имели матку и, по крайней мере, один яичник и не принимали гормональную терапию. В когорте исследования 47% женщин были европеоидной расы, 28% были негроидной расы, 9% были латиноамериканками, 9% были японками и 7% были китаянками.
Во время ежегодных визитов в клиники женщины самостоятельно сообщали об инфаркте миокарда, инсульте, сердечной недостаточности, чрескожном коронарном вмешательстве и шунтировании. Исследователи SWAN проверили эти сообщения у ряда участников, изучая их медицинские карты.
Женщины также заполняли опросники о частоте приливов крови к лицу и ночной потливости за предыдущие 2 недели. Исследователи использовали причину смерти, указанную в свидетельствах о смерти, чтобы определить, были ли летальные исходы в исследуемой популяции связаны с сердечно-сосудистым событием.
Из 3272 женщин, включенных в окончательный анализ, у 231 (7,1%) пациентки было зарегистрировано сердечно-сосудистое событие в течение 22 лет наблюдения.
У 365 женщин, которые сообщали о частых вазомоторных симптомах - по крайней мере, шесть эпизодов приливов крови к лицу или ночной потливости за предыдущие 2 недели - в начале исследования риск сердечно-сосудистых осложнений был более чем в два раза больше, чем у 1986 женщин года, которые сообщали об отсутствии вазомоторных симптомов в начале исследования, после поправки на исследовательский центр, исходный возраст и расовую или этническую принадлежность (отношение рисков [ОР], 2,16; P < 0,001).
Этот риск был на 51% выше в группе с частыми симптомами, чем в бессимптомной группе, после поправки на сердечно-сосудистые факторы риска и демографические характеристики (ОР, 1,51; P <0,05), такие как количество выполненных визитов, образование, напряжённое финансовое положение, наступление менопаузы, статус курения, физическую активность, артериальное давление, индекс массы тела, уровень липидов, инсулинорезистентность и гормональную терапию, начатую после включения в исследование.
У женщин, которые сообщали об одном-пяти эпизодах приливов крови к лицу или ночной потливости за предыдущие 2 недели в начале исследования, не отмечалось статистически значимого увеличения риска сердечно-сосудистых событий.
Тем не менее, у женщин, которые сообщали о частых вазомоторных симптомах, по крайней мере, при четверти визитов в клинику, сердечно-сосудистый риск был на 80% выше, чем у бессимптомных женщин (ОР, 1,8; P <0,0001).
Некоторые женщины начали гормональную терапию во время исследования, но, когда исследователи сделали поправку на гормональную терапию или исключили этих женщин из анализа, результаты не изменились. Результаты также оставались прежними, когда исследователи ограничивали анализ сердечно-сосудистыми событиями, подтвержденными в медицинских картах, принимали во внимание время возникновения вазомоторных симптомов или исключали женщин, перенесших двустороннюю овариэктомию.
«Мы провели много разных исследований вопроса «почему», и нам пока не удалось объяснить взаимосвязь. Нам нужно сделать дополнительную работу, чтобы понять, что их связывает», - сказала Терстон в интервью Medscape Medical News.
Терстон и другие исследователи изучили взаимосвязи между вазомоторными симптомами и сердечно-сосудистыми факторами риска или демографическими характеристиками и даже «всесторонне изучили различные биологические процессы, например, воспаление вегетативной нервной системы», но до сих пор неясно, являются ли эти симптомы простым сигналом или чем-то большим.
«Как минимум, я думаю, что эти вазомоторные симптомы являются маркером, который говорит нам кое-что об этих женщинах, и на что мы действительно должны обратить внимание - возможно, неблагоприятные изменения в состоянии их сердечно-сосудистой системы, которые происходят во время менопаузы», - сказала она.
Состояние сердечно-сосудистой системы у женщины часто быстрее ухудшается во время менопаузы, чем в другие периоды их жизни. Середина жизни - это также время, когда женщины могут «разрываться на части», часто ставя здоровье других людей выше своего, отметила она.
Это исследование подчеркивает, как важно, чтобы женщины уделяли первостепенное внимание своему здоровью, особенно прекращая курить, поддерживая здоровый вес, регулярно выполняя физические нагрузки и принимая лекарственные препараты для лечения любых сердечно-сосудистых заболеваний, добавила она.
Это исследование может стать «тревожным звоночком» для женщин и их врачей, говорящим о необходимости серьезно отнестись к приливам крови к лицу и не считать их чем-то незначительным, говорит Стефани Фобион (Stephanie Faubion, MD), директор Центра женского здоровья Клиники Мэйо в Рочестере, штат Миннесота, и директор по медицинским вопросам в NAMS.
«Я думаю, что намного сложнее отмахнуться от женщины с приливами крови к лицу, если они связано с риском сердечных заболеваний», - сказала она в интервью Medscape Medical News. - «Мы до сих пор не знаем, может ли, например, лечение гормональной терапией, снизить этот риск, но мы знаем, что связь есть, поэтому у этих женщин нам нужно обращать внимание на другие факторы риска».
Эти результаты стали неожиданностью, потому что в большинстве предыдущих исследований предпринимались попытки связать лечение гормональных вазомоторных симптомов с повышенным риском сердечно-сосудистых симптомов, сказал Иен Тарас (Ian Taras), MD, частный врач-акушер-гинеколог в Вудленд-Хиллз, Калифорния.
«К сожалению, наш научный мир придает гораздо большее значение продолжительности жизни, чем ее качеству», - сказал он в интервью Medscape Medical News. «Соответственно, медицинские работники и общественность не воспринимают вазомоторные симптомы так серьезно, как следовало бы», за исключением тех, у кого они вызывают снижение качества жизни, и врачей, которые видят влияние этих симптомов.
«Это исследование, образно говоря, хватает медицинских работников за воротник и встряхивает, заставляя понять, что вазомоторные симптомы также влияют и на продолжительность жизни», - сказал Тарас. Это может привести к тому, что медицинские работники будут чаще назначать лечение для приливов крови к лицу, добавил он, хотя и признал, что пока не ясно, уменьшит ли такое лечение риск развития сердечно-сосудистых заболеваний в будущем.
Но медицинским работникам важно знать о симптомах менопаузы, от которых страдают их пациенты. «Первое, что могут сделать медицинские работники - это просто спросить», - сказала Терстон. «Пусть эти менопаузальные симптомы будут у нас в поле зрения».
Это исследование финансировалось Национальными институтами здравоохранения (National Institutes of Health). Терстон сообщает, что она проводила консультации для компаний Astellas, Pfizer и Proctor & Gamble. Фобион сообщает, что она проводила консультации для компании Митры. Тарас указывает, что он является лектором для компаний Duchesnay, AbbVie и Lupin.
Но на самом деле эти симптомы могут сигнализировать о проблемах со здоровьем, предупреждает она.
«Теперь мы знаем, что вазомоторные симптомы на самом деле могут что-то значить для здоровья женщин», - сказала Терстон, будущий президент Североамериканского общества по изучению менопаузы (North American Menopause Society. NAMS).
Здесь, на ежегодной встрече NAMS 2019 года, она представила результаты исследования, которые показывают, что у женщин с этими симптомами может быть более высокий риск сердечно-сосудистых осложнений. По ее словам, необходимо тщательно контролировать факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.
«Мы не знаем, является ли эта связь причинно-следственной, и поэтому мы не знаем, повлияет ли лечение вазомоторных симптомов на состояние сердечно-сосудистой системы у женщин», - пояснила Терстон.
Она сообщила, что приливами крови к лицу и ночной потливостью во время менопаузы страдают более 70% женщин, а примерно у 30% отмечаются тяжелые вазомоторные симптомы. Симптомы могут сохраняться 7-10 лет и оказывать негативное влияние на качество жизни женщин.
До недавнего времени было неясно, связаны ли эти симптомы с другими проблемами со здоровьем. Но новое исследование, в том числе собственная работа Терстон, показало взаимосвязь вазомоторных симптомов с неблагоприятным профилем сердечно-сосудистого риска и субклиническими показателями сердечно-сосудистых заболеваний.
«Теперь мы знаем, что вазомоторные симптомы на самом деле могут что-то значить для здоровья женщин».
Она объяснила, что было сложно «тщательно изучить взаимосвязь между вазомоторными симптомами и фактическими тяжелыми клиническими исходами - такими как сердечный приступ, инсульт, сердечная недостаточность и сердечно-сосудистая смертность» - из-за длительного периода времени между появлением симптомов и развитием исходов. Вазомоторные симптомы у женщины обычно отмечаются в возрасте от 40 до 50 лет, но сердечно-сосудистые события начинают происходить в возрасте 65 лет и старше.
Проспективное исследование здоровья женщин в национальном масштабе (Study of Women's Health Across the Nation. SWAN), в котором собирали данные более чем за два десятилетия, предоставило Терстон и ее коллегам возможность изучить взаимосвязи.
Участникам исследования было от 42 до 52 лет на момент включения, они находились в пременопаузе или ранней перименопаузе, имели матку и, по крайней мере, один яичник и не принимали гормональную терапию. В когорте исследования 47% женщин были европеоидной расы, 28% были негроидной расы, 9% были латиноамериканками, 9% были японками и 7% были китаянками.
Во время ежегодных визитов в клиники женщины самостоятельно сообщали об инфаркте миокарда, инсульте, сердечной недостаточности, чрескожном коронарном вмешательстве и шунтировании. Исследователи SWAN проверили эти сообщения у ряда участников, изучая их медицинские карты.
Женщины также заполняли опросники о частоте приливов крови к лицу и ночной потливости за предыдущие 2 недели. Исследователи использовали причину смерти, указанную в свидетельствах о смерти, чтобы определить, были ли летальные исходы в исследуемой популяции связаны с сердечно-сосудистым событием.
Из 3272 женщин, включенных в окончательный анализ, у 231 (7,1%) пациентки было зарегистрировано сердечно-сосудистое событие в течение 22 лет наблюдения.
Климакс и сердечно-сосудистый риск
У 365 женщин, которые сообщали о частых вазомоторных симптомах - по крайней мере, шесть эпизодов приливов крови к лицу или ночной потливости за предыдущие 2 недели - в начале исследования риск сердечно-сосудистых осложнений был более чем в два раза больше, чем у 1986 женщин года, которые сообщали об отсутствии вазомоторных симптомов в начале исследования, после поправки на исследовательский центр, исходный возраст и расовую или этническую принадлежность (отношение рисков [ОР], 2,16; P < 0,001).
Этот риск был на 51% выше в группе с частыми симптомами, чем в бессимптомной группе, после поправки на сердечно-сосудистые факторы риска и демографические характеристики (ОР, 1,51; P <0,05), такие как количество выполненных визитов, образование, напряжённое финансовое положение, наступление менопаузы, статус курения, физическую активность, артериальное давление, индекс массы тела, уровень липидов, инсулинорезистентность и гормональную терапию, начатую после включения в исследование.
У женщин, которые сообщали об одном-пяти эпизодах приливов крови к лицу или ночной потливости за предыдущие 2 недели в начале исследования, не отмечалось статистически значимого увеличения риска сердечно-сосудистых событий.
Тем не менее, у женщин, которые сообщали о частых вазомоторных симптомах, по крайней мере, при четверти визитов в клинику, сердечно-сосудистый риск был на 80% выше, чем у бессимптомных женщин (ОР, 1,8; P <0,0001).
Некоторые женщины начали гормональную терапию во время исследования, но, когда исследователи сделали поправку на гормональную терапию или исключили этих женщин из анализа, результаты не изменились. Результаты также оставались прежними, когда исследователи ограничивали анализ сердечно-сосудистыми событиями, подтвержденными в медицинских картах, принимали во внимание время возникновения вазомоторных симптомов или исключали женщин, перенесших двустороннюю овариэктомию.
«Мы провели много разных исследований вопроса «почему», и нам пока не удалось объяснить взаимосвязь. Нам нужно сделать дополнительную работу, чтобы понять, что их связывает», - сказала Терстон в интервью Medscape Medical News.
Терстон и другие исследователи изучили взаимосвязи между вазомоторными симптомами и сердечно-сосудистыми факторами риска или демографическими характеристиками и даже «всесторонне изучили различные биологические процессы, например, воспаление вегетативной нервной системы», но до сих пор неясно, являются ли эти симптомы простым сигналом или чем-то большим.
«Как минимум, я думаю, что эти вазомоторные симптомы являются маркером, который говорит нам кое-что об этих женщинах, и на что мы действительно должны обратить внимание - возможно, неблагоприятные изменения в состоянии их сердечно-сосудистой системы, которые происходят во время менопаузы», - сказала она.
Состояние сердечно-сосудистой системы у женщины часто быстрее ухудшается во время менопаузы, чем в другие периоды их жизни. Середина жизни - это также время, когда женщины могут «разрываться на части», часто ставя здоровье других людей выше своего, отметила она.
Это исследование подчеркивает, как важно, чтобы женщины уделяли первостепенное внимание своему здоровью, особенно прекращая курить, поддерживая здоровый вес, регулярно выполняя физические нагрузки и принимая лекарственные препараты для лечения любых сердечно-сосудистых заболеваний, добавила она.
Это исследование может стать «тревожным звоночком» для женщин и их врачей, говорящим о необходимости серьезно отнестись к приливам крови к лицу и не считать их чем-то незначительным, говорит Стефани Фобион (Stephanie Faubion, MD), директор Центра женского здоровья Клиники Мэйо в Рочестере, штат Миннесота, и директор по медицинским вопросам в NAMS.
«Я думаю, что намного сложнее отмахнуться от женщины с приливами крови к лицу, если они связано с риском сердечных заболеваний», - сказала она в интервью Medscape Medical News. - «Мы до сих пор не знаем, может ли, например, лечение гормональной терапией, снизить этот риск, но мы знаем, что связь есть, поэтому у этих женщин нам нужно обращать внимание на другие факторы риска».
Эти результаты стали неожиданностью, потому что в большинстве предыдущих исследований предпринимались попытки связать лечение гормональных вазомоторных симптомов с повышенным риском сердечно-сосудистых симптомов, сказал Иен Тарас (Ian Taras), MD, частный врач-акушер-гинеколог в Вудленд-Хиллз, Калифорния.
«К сожалению, наш научный мир придает гораздо большее значение продолжительности жизни, чем ее качеству», - сказал он в интервью Medscape Medical News. «Соответственно, медицинские работники и общественность не воспринимают вазомоторные симптомы так серьезно, как следовало бы», за исключением тех, у кого они вызывают снижение качества жизни, и врачей, которые видят влияние этих симптомов.
«Это исследование, образно говоря, хватает медицинских работников за воротник и встряхивает, заставляя понять, что вазомоторные симптомы также влияют и на продолжительность жизни», - сказал Тарас. Это может привести к тому, что медицинские работники будут чаще назначать лечение для приливов крови к лицу, добавил он, хотя и признал, что пока не ясно, уменьшит ли такое лечение риск развития сердечно-сосудистых заболеваний в будущем.
Но медицинским работникам важно знать о симптомах менопаузы, от которых страдают их пациенты. «Первое, что могут сделать медицинские работники - это просто спросить», - сказала Терстон. «Пусть эти менопаузальные симптомы будут у нас в поле зрения».
Это исследование финансировалось Национальными институтами здравоохранения (National Institutes of Health). Терстон сообщает, что она проводила консультации для компаний Astellas, Pfizer и Proctor & Gamble. Фобион сообщает, что она проводила консультации для компании Митры. Тарас указывает, что он является лектором для компаний Duchesnay, AbbVie и Lupin.