Средний возраст формирования основных навыков от рождения до двух лет
1 мес |
Грубые движения |
Лежа на животе, поднимает голову |
Речь |
Улыбается (6 нед) | |
2 мес |
Грубые движения |
Лежа на животе, приподнимается на руках |
Тонкие движения |
Следит взглядом за предметами, находящимися перед глазами | |
Речь |
Гулит (воркует) | |
3 мес |
Грубые движения |
Лежа на животе, приподнимается на локтях |
Тонкие движения |
Следит взглядом в диапазоне 180° Моргает в ответ на зрительный раздражитель | |
4 мес |
Грубые движения |
Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони Переворачивается с живота на спину |
Речь |
Оборачивается на голос Громко смеется (4,5 мес) Читайте: Как проверить слух ребенка | |
5 мес |
Грубые движения |
Переворачивается со спины на живот Пытается ползать |
Тонкие движения |
Хватает погремушку | |
Речь |
Оборачивается на звуки | |
6 мес |
Грубые движения |
Сидит без поддержки |
Тонкие движения |
Берет предметы одной рукой | |
Речь |
Имитирует речь (лепечет) Читайте: Развитие речи у детей | |
7 мес |
Грубые движения |
Садится (7,5 мес) |
Тонкие движения |
Пытается брать мелкие предметы | |
8 мес |
Грубые движения |
Ползает Встает, держась за опору |
Тонкие движения |
Берет мелкие предметы Читайте: Опасные игрушки Изучает погремушку | |
Речь |
Понимает слово «нет» Произносит «папа», «мама» неосознанно | |
9 мес |
Тонкие движения |
Стучит кубиками Звенит погремушкой |
Речь |
Жестикулирует | |
10 мес |
Речь |
Называет родителей «папа», «мама» |
11 мес |
Тонкие движения |
Берет мелкие предметы большим и указательным пальцами |
Речь |
Произносит первое слово (помимо «папа», «мама») | |
12 мес |
Грубые движения |
Самостоятельно ходит |
Тонкие движения |
Кладет мелкие предметы в бутылку Умышленно бросает предметы Черкает карандашом | |
Речь |
Произносит слова осмысленно, но речь непонятная | |
Навыки общения и ухода за собой |
Играет с куклой Пьет из чашки Помогает одевать себя | |
15 мес |
Грубые движения |
Бегает |
Тонкие движения |
Высыпает мелкие предметы из бутылки | |
Речь |
Правильно называет 4—6 предметов, когда ему указывают на них | |
18 мес |
Тонкие движения |
Рисует каракули Использует предметы в качестве инструментов Строит башню из трех кубиков |
Речь |
Знает название трех частей тела Называет предмет на картинке Узнает членов семьи Употребляет 7—20 слов Речь понятная (16 мес) | |
Навыки общения и ухода за собой |
Пользуется ложкой | |
21 мес |
Речь |
Комбинирует два слова Употребляет 50 слов Находит нужную картинку |
Тонкие движения |
Строит в ряд три кубика | |
24 мес |
Речь |
Строит предложения из двух слов |
Источники: R. Dershewitz (ed.). Ambulatory Pediatric Care. Philadelphia: Lippincott, 1988.