Больной врач на приеме. Польза или вред?
Не навреди
Когда Гиппократ призывал врачей "не навредить", он, наверное, все же не имел в виду, что врач с кашлем и насморком должен остаться дома, вместо приема пациентов. Однако слишком часто можно встретить больного простудой врача, в самой заразной фазе болезни, ведущего прием пациентов у себя в офисе. В причинах и последствиях этой проблемы мы попробуем разобраться в этой статье.
Доктор Ronald M. Wyatt вспоминает, как однажды, много лет назад, страдая от тяжелого гриппа, все же поплелся на работу. "У меня была температура выше 39 градусов, выраженный озноб, и мне даже было больно прикасаться к волосам на голове", - вспоминает он. "Однако я упорно принимал пациентов и выписывал рецепты. Моя медсестра пыталась заставить меня вернуться домой, но я не соглашался. Наконец, пришел старший врач смены и настоял на моем возвращении домой.
Доктор Уайт, который сейчас является медицинским директором отдела совершенствования здравоохранения в своей больнице, говорит, что до сих пор такой сценарий является крайне распространенным. Он считает, что презентеизм (выход на работу в состоянии болезни, сопровождающийся снижением качества труда и увеличением затраченного на него времени) является очень частым явлением и серьезной проблемой во врачебной среде.
Многие врачи сообщают, что презентеизм прямо таки свирепствует в медицинской среде.
«Я и мои коллеги проводили опросы врачей, ординаторов и интернов. Мы обнаружили, что почти 100% респондентов согласились, что они приходят на работу с простудой, и более чем треть из них сообщили, что пришли бы на работу даже с подтвержденным диагнозом гриппа», - говорит доктор Heather Reisinger. «Это явление принимает масштабы эпидемии», - считает она.
Почему врачи игнорируют те рекомендации, которые сами же дают своим пациентам: «оставайтесь дома во время болезни»?
Тому есть несколько причин: они боятся прослыть «слабыми», не справляющимися со своей нагрузкой; ими движет страх потерять в зарплате из-за пропущенных дней; они также боятся доставить неудобства коллегам, график которых будет резко изменен, а нагрузка возрастет – в связи с отсутствием одного из врачей на своем месте.
Проблема «неуместной самоотверженности»
"Когда студент учится в медицинском институте, он должен пройти определенный учебный план, который рассчитан на сильных студентов. Неписаные правила гласят, что если вы поддались болезни – то вы слабы, и ваша возможность стать врачом – сразу ставится под сомнение", - говорит доктор Уайт.
Беспокойство прослыть слабыми – находится не только в плоскости низкой самооценки. Существуют и более материальные последствия пропуска занятий. Студентам, которые пропустили занятие даже по уважительной причине – преподаватели склонны ставить заниженные оценки. В результате – студенты приходят на занятия с весьма тяжелыми симптомами простуды, даже когда у них есть все основания остаться дома.
Привычка к такой формуле мышления – сохраняется у врачей даже после получения диплома и сертификата. Многие зрелые врачи продолжают считать себя "слабыми" или "непригодными", если им приходится пропускать работу по болезни, даже в тех ситуациях, когда они не испытывают ни малейшего давления от начальства за эти пропуски.
Но является ли страх прослыть «слабым» - ведущей причиной того, что больной врач плетется на работу? Ответ: нет.
Доктор Anupam B. Jena говорит: "Более половины опрошенных мной респондентов сообщили, что как минимум один раз пропустили работу за прошедший год по причине болезни, но лишь 12% указали, что при этом они стыдились своей слабости".
По его данным, двумя самыми важными мотивациями для выхода на работу во время болезни, являлись: беспокойство о пациентах, которые не смогут попасть на прием, и озабоченность по поводу резкого возрастания трудовой нагрузки на коллег. Доктор Jena назвал этот феномен «культурой неуместной самоотверженности».
Дополнительным фактором является то, что отсутствие врача на рабочем месте неизбежно приводит к «бюрократическому кошмару»: необходимости экстренно перезаписывать пациентов на другие даты и/или к другим врачам, запись к которым итак переполнена (что неизбежно приводит к недовольству пациентов), к отмене или задержке приема пациентов, которые ждали этого визита несколько недель или месяцев, и тд.
Но нежелание оставлять в беде своих пациентов или добавлять трудностей своим коллегам – это лишь одна сторона медали. Обратной стороной является то, что мы подвергаем пациентов и коллег риску заражения инфекционным заболеванием, причем этого риска – легко можно было избежать.
Врачи должны побороть эту свою патологическую привычку, и перестать пренебрегать своим здоровьем, и риском заражения других людей. Пора научиться задавать себе правильные вопросы: «Я действительно плохо чувствую себя сегодня?», «Что заставляет меня идти сегодня на работу, вопреки болезни?», «Насколько важно мое присутствие на работе сегодня?»… Это тот внутренний диалог, который является первым шагом к принятию столь сложного для врача решения – остаться дома, поболеть несколько дней и вернуться на работу уже выздоровевшим и незаразным.
А как определить, действительно ли врач болен?
Какова тяжесть болезни, которая была бы достаточным основанием для пропуска трудового дня? Может быть, вам нужно оказаться при смерти, чтобы согласиться с тем, что на работу сегодня идти все же не стоит? Или достаточно иметь легкое саднение на задней стенке глотки? В отсутствии строгих рекомендаций – эти вещи предоставлены на рассмотрение самому врачу, который, как мы уже поняли, весьма далек от объективности в этом вопросе.
"Если я чихаю и кашляю, но температура моя ниже 38 – я выхожу на работу", - сообщает один из опрошенных врачей. Другой врач и вовсе говорит: «Лихорадка не заставит меня остаться дома. Я буду носить маску на лице, часто мыть руки с мылом и обрабатывать их дезсредствами, и не буду касаться дверных ручек. Я буду держаться подальше от пациентов, во все время, когда не выполняю процедуры».
На первый взгляд это может показаться паралогичным, однако это факт: большинство врачей применяют к себе совсем иные стандарты, нежели к своим пациентам. В частности, если врач не видит у себя септических симптомов, выраженного ацидоза, или не испытывает лекарственно-индуцированной нейтропении, он считает себя «недостаточно больным» и способным идти на работу.
Совершенно очевидным является тот факт, что инфекционные заболевания врачей, такие как грипп или норовирусная инфекция, непосредственно угрожают здоровью их пациентов и коллег. Однако вовсе не одни лишь инфекционные болезни у врача – являются опасными для пациента. Если врач страдает выраженной мигренью, или тошнотой, или он сильно обезвожен, или у него болит спина – то сможет ли он принимать трезвые и взвешенные решения в течение рабочего дня? Доктор Уайт описывает случай, когда врач испытывал приступ почечной колики и все равно не прекратил прием пациентов. Можно ли считать решения такого врача компетентными и объективными?
Врач, который отвлечен собственной проблемой – может делать опасные ошибки, выносить неверные суждения. Он также может спешить с осмотром и вынесением решений, чтобы поскорее закончить работу и уйти домой. Все это значительно повышает риск врачебных ошибок, которые могут стать весьма опасными для пациента, и обернуться против самого врача судебной тяжбой.
Доктор Уайт настаивает: «Это чистейшей воды непрофессионализм в медицинской среде, такое поведение ставит под угрозу интересы пациентов».
Правила для болеющих врачей
"Такое чувство, что этот вопрос дан на откуп самим врачам: решайте, голубчики, сами - как бороться за право врача лечиться дома, и как при этом найти баланс между интересами врача и его пациентов", - говорит доктор Ofri. "Но на самом деле - это чисто административный вопрос".
«Многие больницы прямо или косвенно чинят препятствия врачам, и исподволь понуждают их выходить на работу во время болезни. Например, во многих местах сложилась такая практика, что врач должен отработать определенное количество смен в год, соответственно если он болел, то его последующая нагрузка возрастает», - говорит доктор Diekema.
Врачи соглашаются, что решение этой проблемы должно исходить от руководства. Например, администраторы крупных медицинских учреждений – имеют куда больше возможностей искать замену заболевшему врачу, чем учреждений, в которых работают 1-2 врача. «Руководители должны начать с четкого заявления: вы не должны приходить на работу больными, мы не будем наказывать вас за это», - утверждает доктор Уайт.
Разумеется, такое обращение прежде потребует грамотного планирования тактики поведения при каждой внештатной ситуации. Например, если вы единственный сердечно-сосудистый хирург в небольшой больнице маленького городка, то на случай вашей болезни у руководства должен быть четкий план перевода ваших пациентов в более крупное медучреждение. Врачам, возможно, потребуется принять участие в разработке таких тактик, потому что администраторы могут не знать многих медицинских тонкостей замены врача внутри одной больницы, или перевода пациентов в другое отделение.
Эксперты предлагают ряд советов врачам, которые позволят снизить негативные последствия в случае их болезни. Вот некоторые из них:
- Эффективно используйте ваших подчиненных. Обучайте свою медсестру или помощника работе со срочными, но несложными пациентами. Они должны также уметь выявлять несрочные случаи и переносить их на более позднюю дату. Уметь выявлять пациентов со срочными и сложными проблемами, и направлять их в отделения неотложной помощи.
- Имейте канал информирования пациентов обо всех экстраординарных ситуациях. Незамедлительно предупреждайте их о своей болезни, чтобы они могли заранее изменить свои планы и записаться к другому врачу.
- Откладывайте деньги на «черный день». Ваше заболевание может стать для вас причиной недостатка денежных средств. Чтобы ваш личный бюджет не оказался настигнутым врасплох – у вас должен быть некоторый запас средств для таких случаев.
Выводы
Как говорится, самый плохой пациент – это врач.
Принимайте меры, которые снижают риск болезней. Своевременно вводите себе вакцины против гриппа. Носите маски, халаты и перчатки, используйте дезинфицирующие средства для рук, когда это необходимо, особенно при лечении заразных больных. Соблюдайте гигиену. Не забывайте о качественном отдыхе и регулярных физических упражнениях, правильном питании и закаливании.
Если вы не позаботитесь о себе, то кто сделает это? И помните, когда вы больны – вы не способны работать в полную силу, и из-за этого могут пострадать все: и ваши пациенты, и ваши коллеги, и вы сами.
Крепкого вам здоровья, коллеги!