Колхицин при подагре и сердечно-сосудистый риск
Колхицин, который уже долгое время используется для борьбы с воспалением при приступах подагры, также может защищать пациентов с подагрой от сердечно-сосудистых осложнений. К таким выводам пришли авторы исследования, которое было опубликовано онлайн в журнале Annals of the Rheumatic Diseases. Исследование показало, что принимавшие колхицин пациенты с подагрой имели более низкую частоту сердечно-сосудистых событий и более низкую общую смертность, чем у аналогичных пациентов с тем же диагнозом, но без колхицина в схеме лечения.
В основу анализа легли ретроспективные данные из электронной базы данных медицинской документации по пациентам, которые получали помощь по программе Medicare в период с 2006 по 2011гг. Следует иметь в виду, что пациенты с подагрой имеют повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) вследствие данного воспалительного заболевания, а также что возможности колхицина в области вторичной профилактики ССЗ ранее уже изучались в других подгруппах пациентов.
В когорту исследования вошли пациенты с подагрой, кому был впервые назначен колхицин (n=501), и аналогичные пациенты, которым колхицин не назначался (также n=501). Медиана длительности наблюдения за участниками составила 16,5 месяцев. Первичной конечной точкой была комбинация инфаркта миокарда, инсульта и транзиторных ишемических атак. Вторичными конечными точками были комбинация событий, в которую наряду с компонентами первичной конечной точки входили вмешательства по реваскуляризации миокарда, и общая смертность.
За период наблюдения были зарегистрированы 28 событий первичной конечной точки у пользователей колхицина и 82 таких события у не получавших препарат пациентов, что соответствовало частоте их развития 35,6 и 81,8 событий на 1000 человеко-лет. После учета потенциальных искажающих факторов оказалось, что риск первичной кардиоваскулярной конечной точки на фоне колхицина был на 49% ниже, чем без этого препарата (отношение рисков [ОР], 0,51; 95% доверительный интервал [ДИ], 0,30 – 0,88; P = 0,016), а общая смертность снизилась на 73% (отношение рисков, 0,55; 95% доверительный интервал, 0,35 – 0,85; P = 0,007). При анализе учитывались следующие ковариаты: возраст, пол, расовая принадлежность, анамнез ССЗ, наличие сахарного диабета, артериальной гипертензии, хронических болезней почек или терминальной почечной недостаточности, лечение статинами, аспирином и антигипертензивными препаратами, курение, индекс массы тела, применение неселективных нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) или селективных ингибиторов циклооксигеназы-2, пероральных кортикостероидов или аллопуринола.
Исследователи сообщили, что были очень удивлены тем, насколько быстро появлялся защитный эффект колхицина: кривые Каплана-Майера для первичной конечной точки и для общей смертности начали расходиться уже в первые месяцы применения препарата и, и эта разница сохранялась до 4 лет наблюдения. Тем не менее, следует иметь в виду, что это исследование, будучи ретроспективным, годится скорее для формулирования гипотезы, и его результаты требуют подтверждения в рандомизированном контролируемом исследовании.
Тем не менее, по мнению авторов работы, если врач имеет дело с пациентом с высоким риском ССЗ (то есть, множественными факторами риска), помимо тщательного контроля имеющихся факторов риска, уже сейчас можно попробовать оценить переносимость колхицина в дозе 0,6 мг в сутки. Если пациент переносит препарат, с пациентом можно обсудить прием колхицина в качестве дополнительной профилактической меры. В то же время, у пациентов с хроническими болезнями почек колхицин следует использовать с очень большой осторожностью.
Следует отметить, что, вероятно, речь идет именно о собственном эффекте колхицина, а не о возможности избежать применения НПВП, поскольку последние одновременно с колхицином принимали 40% пациентов на колхицине и лишь 9% тех, кто не получал колхицин.
Еще одной позитивной новостью стал тот факт, что 41% пациентов в этой когорте имели признаки нарушения функции почек, и не помешало им без проблем принимать малые дозы колхицина, что, несомненно, очень обнадеживает в отношении безопасности препарата у этой категории пациентов.
Комментаторы данной работы также считают, что профилактическое применение малых доз колхицина при подагре более предпочтительно, чем НПВП, особенно при наличии доказанной ишемической болезни сердца, однако все же покамест показанием для применения препарата может быть именно подагра, а не профилактика ССЗ. Несмотря на то, что все понимают необходимость проведения рандомизированного исследования для подтверждения профилактического действия колхицина, перспективы реализации этого проекта выглядят достаточно туманно. Дело в том, что по расчетам в подобном исследовании должны будут участвовать 6000-7000 пациентов, которых надо будет наблюдать в течение 2-3 лет. Стоимость проведения подобного исследования оценивается как 60-70 миллионов долларов, и получить это финансирование будет нелегко. Тем не менее, интерес исследователей к применению колхицина при ССЗ растет, и, если в будущем удастся подтвердить полезность препарата, существует достаточно высокая вероятность, что этот доступный и недорогой препарат станет одним из краеугольных камней вторичной профилактики.