Реклама
Реклама
Реклама

Заболеваемость фибрилляцией предсердий в зависимости от трудовой нагрузки

По данным анализа восьми европейских обсервационных когорт, охватывающих более 85 000 человек с включением данных на уровне отдельных пациентов, люди с очень высокой рабочей нагрузкой, у которых продолжительность рабочей недели составляет 55 и более часов, имеют повышенный риск развития фибрилляции предсердий (ФП) по сравнению с теми, кто работает 35-40 часов в неделю.  Эта работа была выполнена специалистами из Университетского колледжа Лондона (Великобритания и опубликована в журнале European Heart Journal. В общем и целом, у авторов сложилось впечатление, что ассоциация между количеством рабочих часов в неделю и заболеваемостью ФП носит дозозависимый характер, однако статистическая достоверность была обнаружена только для увеличения риска (примерно на 40%) в подгруппе с наиболее длинной рабочей неделей.

Важно отметить, что средний возраст участников этих объединенных когорт составлял всего 43 года. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) в начале наблюдения отмечались лишь у 1% пациентов, а в течение наблюдения суммарное количество участников с любыми ССЗ возросло лишь до 2,4%. Даже среди тех пациентов, у которых в итоге появилась ФП, исходное наличие ССЗ отмечалось лишь у 10%. Это наблюдение – что ассоциация между длинной рабочей неделей и ФП отмечалась даже у людей без явных ССЗ – позволяет предположить, что эта ассоциация не опосредована ССЗ, а является результатом прямой связи между увеличением числа рабочих часов и ФП.

Ни у кого из участников исходно не было ФП, и при анализе был учтен довольно широкий спектр социально-экономических и поведенческих факторов риска ФП, в том числе, возраст, пол, курение, уровень физической активности и потребление алкоголя. 

Когорта из 85 494 работающих мужчин и женщин была создана путем объединения материалов восьми популяционных исследований из Дании, Финляндии, Швеции и Великобритании, которые являлись частью Консорциума по проведению мета-анализов данных на уровне индивидуальных участников в работающих популяциях (IPD-Work). 65% всей итоговой когорты составляли женщины; 5,2% участников исходно работали не менее 55 часов/неделю, а 62,5% – от 35 до 40 часов/неделю. 

Период наблюдения продолжался в среднем 10 лет. За этот период возник 1061 новый случай ФП, что соответствовало кумулятивной частоте 12,4 случаев на 1000 человек. 71% всех этих случаев возник у участников моложе 65 лет. Случаи идентифицировались по ЭКГ, медицинской документации из стационаров, регистрам возмещения затрат на покупку медикаментов и свидетельствам о смерти, то есть, речь шла исключительно о достаточно тяжелых, устойчивых эпизодах ФП.

Отношение рисков (ОР) для заболеваемости ФП в подгруппе с наиболее длинной рабочей неделей по сравнению со стандартной рабочей неделей (35-40 часов в неделю) после коррекции по возрасту, полу и социально-экономическому положению составило 1,42 (95% доверительный интервал [ДИ] 1,13–1,80, P=0,003). После дополнительного учета поведенческих факторов оно осталось практически неизменным – 1,41 (95% ДИ 1,10–1,80, P=0,006). Результаты также не изменились после дополнительного учета диагноза ССЗ, выставленного одновременно с диагнозом ФП и раздельном анализе подгруппы с исходным наличием ССЗ и подгруппы с диагнозом ССЗ в любой момент в ходе исследования. Достоверных ассоциаций между длинной рабочей неделей и возрастом, полом или принадлежностью к той или иной социально-экономической группе обнаружено не было.

Конечно, следует понимать, что абсолютных числах повышение риска ФП у лиц с длинной рабочей неделей относительно невелико. Количество новых случаев во включенных исследованиях колебалось от 13 до 449. Кроме того, по мнению авторов редакционной статьи, сопровождающей публикацию исследования в European Heart Journal, обнаруженная ассоциация совершенно не обязательно означает наличие причинно-следственной связи, при этом, даже если предположить, что такая связь существует, пока что мы ничего не знаем о ее потенциальных механизмах.  Интуитивно можно было бы предполагать, что речь идет об обычной последовательности из повышения вегетативного тонуса и усиления фиброза в предсердиях, которые в конечном итоге приводят к ФП, но доказательств этого пока не существует. Наконец, в исследованиях такого рода период наблюдения продолжительностью в целое десятилетие может быть не только сильной стороной, но и ограничением. Во всех видах анализа и количество рабочих часов, и те переменные, по которым производилась коррекция, оценивались только исходно. Но десять лет – это такой большой срок, что люди могли за это время не только сменить работу и, соответственно, продолжительность рабочей недели. Измениться могли и те самые дополнительные факторы, поэтому в данном исследовании нельзя быть уверенным в отсутствии значимых искажений. Впрочем, авторы обсуждаемого анализа считают, что подгруппа участников с наиболее длинной исходной рабочей неделей с достаточно большой вероятностью продолжала так работать и далее, в то время как подгруппа с более стандартной продолжительностью рабочей недели, вполне возможно, включала больше людей, которым по разным причинам было важно не задерживаться на работе, так что в основе обнаруженной ассоциации, скорее всего, лежат долгосрочные паттерны труда и отдыха.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ
ИЗМЕНЕНО: 31.08.2018 ПРОСМОТРЕЛИ: 3424
Реклама
Реклама
Реклама
Развернуть блок