Реклама
Реклама
Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Форум » Пользователи » SilverFox
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 ... 218 След.
Частные медицинские организации обязаны спасти жизнь, но платить им за это никто не обязан
Думаю, теперь они дадут охране инструкции чуть что - вызывать 03 и все дела. Кровоточащих придавят повязкой и туда же. Ибо нефик.К тому же, сомневаюсь, что у них есть лицензия на оказание скорой медицинской помощи. А если есть - очень советую быстренько её ликвидировать. Из прайс-листа словосочетание "скорая помощь" убрать и заменить эвфемизмами. И всё. Неподсудны. Повязку наложили, нитроглицерин под язык дали, можно даже кардиограмму снять чем-то портативным шестиканальным. И с песТней на городскую скорую.
Частные медицинские организации обязаны спасти жизнь, но платить им за это никто не обязан
Новость замечательна, как мне кажется. Совершенно сермяжная проблема: частная клиника не просто спасла человека, который упал у неё на пороге, она этому человеку оказала помощь на уровне высших мировых стандартов. Но вместо благодарности и элементарного возмещения затрат получает... что получает? Ведь расходные материалы, помещение, работу персонала (который дежурил в воскресенье) и прочая, и прочая частная организация покупала сама за полную цену. Хорошо проделанная работа высочайшей квалификации осталась неоплаченной.
И с высокой вероятностью таковой и останется. Откроет ли клиника двери следующему упавшему у порога?
Когда мы тут пишем о наличии дыр в законодательстве, это кажется абстракцией.
Когда статс-секретарь, замминистра здравоохранения (юрист, между прочим), утверждает, что " На данный момент издано 158 стандартов <медицинской помощи>, завершается разработка 55 проектов и «в высокой степени готовности» находятся 456 проектов", в то время как только система Консультант+ содержит более 700 приказов Министерства, в котором он всё это время работал, утверждающих стандарты оказания медицинской помощи - это вызывает улыбку. Когда он же утверждает, что "«Стандарт – это медико-экономический документ, усредненный смысловой контент для определенной нозологии, – отметил он. – Мы изначально закладывали конструкцию с учетом того, что врач не лечит по стандартам». А дальше журналист приписывает "Соответственно, нельзя на основании стандартов оценивать качество оказания помощи", становится очень грустно.
Потому что положение стандартов это тоже большая-пребольшая дыра, это даже нам, неюристам, понятно, а для юриста это не бином Ньютона, а его родное знание.
Но вместо ликвидации имеющихся дыр законодатель и уполномоченные органы власти с упорством, достойным лучшего применения, плодят новые. Кто бы им всем рассказал, что правовое поле это не сыр, и дыры в нём не сделают его голландским...
Частные медицинские организации обязаны спасти жизнь, но платить им за это никто не обязан
Арбитражный суд Петербурга отказал в иске к террфонду ОМС частной клинике, специализирующейся на лечении болезней сердца. Врачи пытались выяснить, кто должен оплатить им оказание экстренной помощи пациенту, у которого случился инфаркт практически на пороге клиники. Сердечника спасли, но денег на оплату сделанного ему шунтирования у мужчины не оказалось.

В законе об основах здоровья граждан в Российской Федерации, принятом в ноябре 2011 года, статья № 11 говорит о том, что врачи не могут отказаться спасать жизнь человеку. «Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается», - говорится в документе. В нем же есть расшифровка, что под медицинской организацией понимается любое организационно-правовое лицо, осуществляющее медицинскую деятельность на основании лицензии. Данная статья вступила в силу с января 2012 года.

В конце марта этого же года в частный медицинский центр «Кардиоклиника» обратился 44-летний мужчина, проживающий в нескольких домах от учреждения на Кузнецовской улице. Он почувствовал боли в сердце, не стал вызывать скорую, и обратился в ближайшую профильную организацию. В дверях его встретил охранник, и так как это был воскресный день, посетителю сначала было предложено подойти в рабочие часы.

Однако состояние мужчины ухудшилось: на глазах у охранника он упал, дежурные врачи клиники зафиксировали острый инфаркт. Нужно было делать срочную операцию шунтирования коронарной артерии. «Без вопросов мы оказали нужные процедуры, думать о деньгах было некогда: на кону жизнь. После оказания экстренной помощи его перевели в городскую больницу. От операции у него даже рубцов не осталось, - рассказала «Фонтанке» главврач и генеральный директор «Кардиоклиники» Надежда Алексеева. - После выздоровления зашел вопрос о том, кто будет платить. Денег у мужчины не было, и мы ему предложили судиться, чтобы создать первый прецедент, когда за экстренную помощь государство заплатило бы частной клинике».

Был подан иск в арбитражный суд Петербурга с взысканием 180 тысяч рублей с территориального фонда ОМС. Иск спустя несколько месяцев отклонили. В решении суда говорится, что Александр Лапкин, которому была оказана высокотехнологичная медицинская помощь, не был застрахован в системе обязательного медицинского страхования. При этом, согласно закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет средств ОМС только с 1 января 2015 года.

«В настоящее время Территориальным фондом ОМС финансируется оказание отдельных видов высокотехнологичной помощи за счет средств, передаваемых из бюджета Санкт-Петербурга», - говорится в отзыве террфонда ОМС, к которому и подала иск «Кардиоклиника» совместно с бывшим пациентом. Кроме того, данный вид помощи оказывается медицинскими организациями, которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге установлены специальные денежные объемы на оказание таких услуг. Как следует из документов, ЗАО «Кардиоклиника» включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих данную деятельность в сфере ОМС, однако лишь на оказание консультационных и амбулаторных услуг.

Что же касается закона об охране здоровья граждан, в котором не оговаривается, должно ли быть лицо застраховано в системе ОМС, то его территориальный фонд, а вместе с ним и суд, разбирают следующим образом: «Федеральный закон гарантирует оказание бесплатной скорой специализированной медицинской помощи медицинскими организациями только государственной и муниципальной систем здравоохранения. Что касается частных медицинских организаций, то расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме, подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, - говорится в документах. - В настоящее время данный порядок программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением правительства РФ, не установлен».

По мнению адвоката Александра Голованова, данная ситуация слишком запутана: нужно разбираться, почему мужчина не был застрахован, а также проводить экспертизу оказанной ему помощи. Однако любое медучреждение не вправе отказать больному в оказании экстренной помощи, наказание за подобное действие есть в УК РФ — статья оставление в опасности.

По мнению адвоката, если одно государственное учреждение перекладывает ответственность на другое, в данном случае — на правительство РФ, то судиться нужно и с ним тоже. «Отсутствие нормы не является освобождением от обязательств. Социальную функцию государства еще никто не отменял. Не оставлять же клиникам больных на порогах?»- считает Голованов. По его словам, в данной ситуации многое зависит от компетентности юристов, ситуация может носить системный характер, и государство, если оно не обеспечило необходимую помощь, должно ответить.

«Если бы данный гражданин вызвал скорую медицинскую помощь, его отвезли бы в учреждение, где делают экстренные операции, тогда вопросов об оплате не возникло», - объясняют страховые агенты.

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»
Какой вопрос - такой ответ, примечательные ответы на занимательные вопросы, найденные на просторах
Вопрос: 1. В учреждении медицинским работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда продолжительностью 14 календарных дней.
Нужно ли предусматривать дополнительный отпуск в графике отпусков на 2013 год, если на момент формирования графика неизвестно, отработает ли работник на запланированную дату начала отпуска необходимый период во вредных условиях труда?
2. Работник и работодатель договорились о разделении отпуска на части.
Следует ли отразить в графике отпусков на 2013 год разделение отпуска на части?

Ответ: 1. Учитывая, что график отпусков содержит сведения о ежегодном оплачиваемом отпуске (часть первая ст. 123 ТК РФ), состоящем из основного и всех дополнительных отпусков (часть первая ст. 120 ТК РФ), ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными или опасными условиями труда обязательно отражаются в графике. Как мы поняли, трудность заключается в том, что дополнительные отпуска за работу во вредных или опасных условиях труда полагаются только за фактически отработанное в соответствующих условиях время (часть третья ст. 121 ТК РФ), потому определить продолжительность такого отпуска к моменту составления графика невозможно.
Унифицированная форма графика отпусков (форма N Т-7) утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Форма N Т-7 предусматривает необходимость отражения в графе 6 только запланированной даты начала отпуска; дата окончания отпуска конкретного работника будет определена ко дню составления приказа о предоставлении отпуска и зафиксирована в этом приказе (унифицированные формы N Т-6 и N Т-6а). Что касается графы 5 унифицированной формы N Т-7, в которой указывается количество календарных дней отпуска, в нее следует внести общую продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, включая полный дополнительный отпуск. Так, если работник имеет право на основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней и 14 календарных дней дополнительного отпуска, то в графе 5 пишется - 42. Такой вариант заполнения графика не приведет к тому, что работник получит право на полный дополнительный отпуск независимо от времени фактической работы во вредных или опасных условиях. Ведь график определяет очередность отпусков и обязателен для работника и работодателя лишь в этой части. Кроме того, работодатель вправе в графе 10 формы N Т-7 сделать оговорку: "Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, зафиксированная в графе 5, включает полный дополнительный отпуск за работу во вредных или опасных условиях труда. Если ко дню, указанному в графе 6 (7), сотрудник отработает в соответствующих условиях менее 11 месяцев, дополнительный отпуск предоставляется пропорционально отработанному времени".
2. При составлении графика отпусков должны учитываться все обстоятельства, влияющие на очередность предоставления работникам оплачиваемых отпусков, которые имеют место на момент составления этого графика. Если к моменту составления графика отпусков на следующий календарный год между работодателем и работником достигнуто соглашение о разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на части (часть первая ст. 125 ТК РФ), это должно быть отражено в графике. Трудовой кодекс РФ не ограничивает возможность заключить соглашение о разделении отпуска на части уже после составления графика отпусков. Если соглашение о разделении отпуска на части заключено после утверждения графика отпусков, в график вносятся изменения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Иван

22 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Гарант
Какой вопрос - такой ответ, примечательные ответы на занимательные вопросы, найденные на просторах
Вопрос: Вправе ли работодатель организовывать обучение по охране труда работников (занимающих любые должности, требующие такого обучения) самостоятельно с утверждением программ по обучению государственным инспектором труда?
Могут ли допускаться к проверке знаний по охране труда в организации работники, не прошедшие предварительного обучения на курсах повышения квалификации - периодического обучения по охране труда?


Ответ: 1. Согласно части первой ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
Каждый работник организации обязан проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть первая ст. 225 ТК РФ). Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 утверждён порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок).
Пунктом 2.3.2 Порядка установлены требования к обучению по охране труда руководителей и специалистов организаций. В соответствии с абзацем первым этого пункта обучение по охране труда указанных лиц проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (обучающими организациями) при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Абзацем девятым того же пункта определено, что руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Абзац второй п. 2.3.2 Порядка предусматривает ряд категорий работников, в число которых входят, в частности, руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, которые проходят обучение по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. Однако, по нашему мнению, эту норму нельзя рассматривать как предписывающую работникам этих категорий проходить обучение по охране труда только в упомянутых обучающих организациях, исключая для них возможность пройти такое обучение в самой организации. Абзацы второй-восьмой п. 2.3.2 Порядка дифференцируют виды обучающих организаций в зависимости от категорий должностных лиц, обязанных проходить обучение по охране труда. Так, в отличие от специалистов организаций, которые осуществляют организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ и которые могут проходить обучение в обучающих организациях, названных в абзаце втором этого пункта, специалисты органов исполнительной власти субъектов РФ, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций обязаны проходить обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти.
Вместе с тем эти положения не исключают применение правил абзацев первого и девятого п. 2.3.2 Порядка, которые позволяют названным выше руководителям, специалистам организаций проходить обучение по охране труда в самой организации при условии, что в ней имеется комиссия по проверке знаний требований охраны труда. Такая комиссия создается в организации приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.) (п. 3.4 Порядка).
Таким образом, в составе комиссии по проверке знаний требований охраны труда обязательно наличие специалиста по охране труда. Однако участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства предусмотрено лишь для обучающих организаций. Если обучение проводится самим работодателем, в работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов. Однако обязательным их присутствие в составе комиссии не является (п. 3.4 Порядка).
Непосредственное обучение руководителей и специалистов в рамках организации проводится работниками службы охраны труда, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда (п. 2.3.6 Порядка).
Отметим, что такое же мнение можно встретить и в судебной практике. Так, судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в определении от 15.11.2011 по делу N 33-11758/2011 пришла к выводу, что действующее законодательство не содержит императивного требования, согласно которому руководители и специалисты обязаны проходить обучение только в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и в других учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при наличии в самой организации комиссии по проверке знаний требований охраны труда.
Таким образом, проводить обучение по охране труда Ваша организация может самостоятельно, если в ней работают, по крайней мере, три человека из числа руководителей и специалистов, указанных в п. 3.4 Порядка, которые ранее прошли обучение по охране труда в установленном порядке.
В соответствии с п. 2.3.4 Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, которые утверждаются работодателем самостоятельно. В отличие от обучения по охране труда, которое проводится обучающей организацией, согласования учебных планов и программ обучения с органами власти при проведении обучения в организации Порядок не требует.
Отметим также, что по смыслу п. 2.3.2 Порядка требование о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности (равно как и требование о наличии преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда) установлено лишь в отношении обучающих организаций, но не самих работодателей. Для самостоятельного проведения обучения своих работников по охране труда получать лицензию организации не требуется. Косвенно такая правовая позиция следует и из упомянутого выше определения СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 15.11.2011 по делу N 33-11758/2011.
Поскольку работодатель обучает собственных работников в области охраны труда, а не оказывает услуги в этой сфере сторонним организациям, на него в этом случае не распространяется и требование об аккредитации (смотрите приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда").
2. Согласно части второй ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Соответственно, на работника возлагается обязанность проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда (ст. 214 ТК РФ).
Положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны, установленные Порядком, обязательны как для работодателя, так и для работника (п. 1.2 Порядка).
Таким образом, работодатель обязан обеспечивать прохождение обучения по охране труда всеми работниками организации в сроки, устанавливаемые в соответствии с Порядком.
Пунктом 3.5 Порядка установлено, что проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку (п. 3.6 Порядка), в котором указываются, в частности, наименование программы обучения по охране труда и ее объем (количество часов). Вместе с тем Порядок не конкретизирует процедуру проверки знаний работников в области охраны труда и не предусматривает формы контроля посещения работниками занятий по программам обучения по охране труда. По смыслу части второй ст. 212, ст. 214 ТК РФ проверка знаний требований охраны труда направлена не на контроль прохождения обучения как таковой, а на выявление наличия у работников необходимых знаний. Поэтому мы полагаем, что работодатель не лишен права допустить к проверке знаний отдельных работников до момента окончания обучения, если они овладели необходимым объемом знаний по соответствующей программе обучения самостоятельно или в обучающих организациях. Однако это не отменяет обязанность работодателя обеспечивать прохождение обучения для всех работников. Кроме того, если обучение в организации проводится в рабочее время сотрудников (с отрывом от работы), отсутствие работника на занятиях по обучению до момента успешного прохождения проверки знаний требований охраны труда и возвращения на рабочее место, на наш взгляд, может рассматриваться как неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей.

К сведению:
На сайте Минтруда России сети Интернет (по адресу: http: //www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/39) размещен проект приказа этого ведомства от 18.09.2012 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" и Порядок обучения, утвержденный эти приказом. Согласно новому Порядку специальное обучение по охране труда, которое будут проходить, в частности, руководители и специалисты, осуществляющие организацию и руководство выполнением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за выполнением работ на рабочих местах, будет проводиться в аккредитованных обучающих организациях.
Новый Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда планируется ввести в действие с 01.01.2013. Однако информацией о дате принятия вышеназванного приказа Минтруда России и о том, будет ли соответствовать его окончательная редакция размещенному на сайте проекту, мы не располагаем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Иван

23 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Гарант
Современные организационные аспекты лабораторной диагностики неотложных состояний, "Hi-Med. Высокие технологии в медицине", N 13, сентябрь, 2012
ps. К сожалению, в доступном мне источнике нет двух рисунков из этой статьи, кроме того, таблицы имеют не тот вид, который должны ввиду моего технического профанства. Однако, мне показалось, что общий смысл изложенного от этих мелочей не пострадал. Если кто-то сочтёт возможным добыть из печатной версии журнала рисунки ("схемы") и оставит их в этой теме -я обязательно их приложу на место.
Современные организационные аспекты лабораторной диагностики неотложных состояний, "Hi-Med. Высокие технологии в медицине", N 13, сентябрь, 2012
Вопросы, касающиеся неотложных состояний, никогда не утрачивают своей актуальности в связи с тем, что ситуации, при которых требуется оказание экстренной медицинской помощи, во врачебной практике - явление довольно частое. С учетом разнообразия нозологических форм, сложности дифференциальной диагностики и множества вариантов лечения ЛПУ должны находиться в постоянной готовности оказать соответствующую помощь. Важна также и точная и быстрая диагностика, ведь от этого зависит жизнь больного.

Неотложные состояния - условный термин, объединяющий различные острые заболевания и патобиохимические нарушения, которые угрожают жизни больного и требуют экстренных лечебных мероприятий или при которых необходимо в кратчайшие сроки облегчить состояние больного. Они могут возникнуть вследствие не только острых заболеваний и травм, но и обострения хронических болезней или развития осложнений (при заболеваниях и поражениях многих органов и систем).
Экстренные состояния - неотложные состояния, угрожающие жизни больного в ближайшие минуты и часы (1-2 часа, иногда дольше). При их развитии, как правило, требуются исключительно парентеральное введение лекарственных препаратов, готовность к проведению реанимационных мероприятий и обязательная госпитализация больного (по возможности в специализированные отделения).

Статистические данные

Согласно статистике, ежегодно за медпомощью в связи с развитием неотложных состояний обращается каждый третий житель нашей страны, каждый десятый госпитализируется по экстренным показаниям. При этом каждый пятый вызов врача отделения скорой медицинской помощи при поликлинике заканчивается доставкой больного в стационар. В основном это две группы пациентов: с острыми формами ишемической болезни сердца и острой хирургической патологией органов брюшной полости.
В структуре причин обращаемости за медпомощью в крупных городах РФ заболевания сердечно-сосудистой системы составляют 50%, центральной и периферической нервной системы - 16%, острая хирургическая патология органов брюшной полости - 9%, заболевания органов дыхания - 8% (каждый второй - больной бронхиальной астмой).
В 65% случаев результаты лабораторных исследований, выполненных по неотложным показаниям, приводят к коренному изменению терапии и спасению жизни пациентов.

Специфика лабораторных исследований

в случаях развития неотложных и экстренных состояний у пациента выполняется ряд необходимых исследований, результаты которых необходимы для постановки диагноза, оценки тяжести состояния больного, коррекции тактики его ведения, заместительной или медикаментозной терапии.
Неотложные/экстренные лабораторные исследования - совокупность методов качественного и/или количественного анализа различного биологического материала, которые позволяют получить результат лабораторного исследования в течение короткого времени. При проведении таких исследований время с момента взятия биоматериала до получения результата не должно превышать 40 минут для специализированных ЛПУ и 1 час для экспресс-лабораторий многопрофильных ЛПУ.
Таким образом, при экстренных состояниях предъявляют более высокие требования к срокам выполнения экстренных лабораторных исследований, например, для успешного оказания реанимационной помощи время их выполнения не должно превышать 3-5 минут. К таким исследованиям относятся: определение уровня гемоглобина, гематокрита, молочной кислоты (лактата), глюкозы крови, исследование кислотно-основного состояния (КОС), электролитов (калий, натрий, кальций, хлориды).
В рекомендациях Национальной академии клинической биохимии США (NACB, 2006) о проведении экспресс-анализов сказано:
- лаборатория должна измерить сердечные маркеры в течение 1 часа, лучше - за 30 и менее минут (п. 17);
- время рассчитывается от забора пробы до сообщения результата. Учреждения, неспособные постоянно обеспечивать получение результатов измерения сердечных биомаркеров за - 1 час, должны использовать РОСТ-анализаторы (п. 18);
- хотя признано, что качественные (да/нет) устройства дают полезную информацию, рекомендуется использовать РОСТ-анализаторы, дающие количественные результаты (п. 21).

Организационные моменты

В РФ разработан следующий порядок организации выполнения неотложных и экстренных лабораторных исследований:
- внеочередное выполнение отдельных неотложных исследований в основной клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) учреждения;
- выделение в составе основной КДЛ круглосуточного (дежурного) подразделения;
- создание отдельной лаборатории (экспресс-лаборатории) для круглосуточного выполнения неотложных и экстренных лабораторных исследований;
- выделение должностей лабораторных специалистов в штате профильных клинических подразделений, в которых часто возникает потребность в экстренном выполнении лабораторных исследований, и оснащение их средствами лабораторного анализа и методическим руководством со стороны заведующего основной КДЛ учреждения;
- обучение нелабораторного персонала клинических подразделений применению портативных устройств для проведения необходимых исследований (преимущественно ориентировочных) при общем контроле за качеством исследований со стороны основной КДЛ учреждения.

Затраты на КДЛ в среднем составляют 5-6% всего бюджета ЛПУ, но при участии КДЛ в оказании неотложной медицинской помощи они увеличиваются на 60-70%.

Регламентирующие документы

До недавнего времени основным документом, регламентирующим создание и функционирование лабораторий экспресс-диагностики, был приказ МЗ СССР N 605 от 19 августа 1969 г., согласно которому один круглосуточный пост врача-лаборанта и фельдшера-лаборанта создается из расчета на 12-15 реанимационных коек, дежурный лаборант работает в приемном отделении при дежурной бригаде из 7 и более врачей в ЛПУ. В этом приказе определено, что лаборатория экспресс-диагностики выполняет исследования только для больных реанимационных отделений и операционных, дается перечень лабораторных исследований для оценки основных жизненно важных параметров больного. В части ЛПУ страны лаборатории экспресс-диагностики до сих пор работают в соответствии с этим документом.
Ряд элементов, регламентирующих выполнение неотложных лабораторных исследований, содержит и приказ Минздравсоцразвития РФ N 315н "Об утверждении порядка оказания анестезиолого-реанимационной помощи взрослому населению" от 13 апреля 2011 г. В приложении N 5 к приказу "Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала отделения анестезиологии-реанимации медицинской организации" в штат отделения вводятся 4,75 ставки медлаборанта (1 круглосуточный пост) на 6 реанимационных коек, но ставки врачей клинической лабораторной диагностики для этого отделения не предусмотрены.
В приложении N 7 приказа N 315н представлено "Положение об организации деятельности центра анестезиологии-реанимации медицинской организации". В его состав могут включаться следующие структурные подразделения ЛПУ: лаборатория биохимическая, клиническая и др.
В приложении N 9 приведены "Рекомендуемые дополнительные штатные нормативы медицинского и другого персонала центра анестезиологии и реанимации медицинской организации". В его штатный состав дополнительно вводится 4,75 ставки лаборанта (для обеспечения работы аппаратов для экстракорпоральной детоксикации и заместительной почечной терапии, оборудования для интраоперационного сбора крови и сепарации форменных элементов).
Важным для выполнения неотложных лабораторных исследований является приложение N 10, в котором представлено "Положение об организации деятельности врача анестезиолога-реаниматолога". В пункте 11 приложения указывается, что анестезиолог-реаниматолог осуществляет весь комплекс лечебных, профилактических и диагностических мероприятий, направленных на восстановление, стабилизацию и нормализацию нарушенных функций жизненно важных органов и систем, включающих симптоматическое и патогенетическое лечение, временное протезирование нарушенных функций, их своевременную диагностику и контроль (мониторинг) за ними. Это имеет существенное значение для выполнения лабораторных анализов в палате пробуждения и операционном блоке (при отсутствии палат для реанимации и интенсивной терапии), т.е. в тех случаях, когда специалисты лаборатории не предусмотрены штатным расписанием.
Но остается совершенно неясным вопрос о том, кто должен проводить исследования в вечернее время для тяжелобольных, находящихся в других отделениях стационара и поступающих в приемное отделение. В некоторых ЛПУ выполнение этих исследований возлагается на лабораторию экспресс-диагностики реанимационных отделений, другие ЛПУ организуют дежурство фельдшера-лаборанта в приемном отделении, но из-за отсутствия необходимого оборудования перечень исследований значительно сужается.

Стандарты, касающиеся оснащения лабораторий

Приказ N 389н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения" от 6 июля 2009 г. Неврологическое отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения должно провести определение глюкозы в периферической крови, MHO, активированного частичного тромбопластинового времени (АЧТВ) в течение 20 минут с момента забора крови.
Приказ N 599н "Об утверждении порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля" от 19 августа 2009 г. В ЛПУ, где оказывается неотложная помощь больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в экстренном (безотлагательном) порядке и в любое время суток обеспечивается: определение гематокрита; уровня глюкозы, натрия, калия, магния, креатинина, тропонинов, КФК, МВ-КФК, D-димера, фибриногена в сыворотке крови; АЧТВ; активированного времени свертывания (AВС); КОС и газового состава крови.
Стандарт оснащения блока интенсивной терапии отделения неотложной кардиологии, стандарт оснащения отделения неотложной кардиологии: лабораторное оборудование для автоматического определения гемоглобина, гематокрита, параметров коагулограммы (ABC, АЧТВ, фибриногена, MHO, Д-димера), электролитов (калия, натрия), тропонина, глюкозы, креатинина, билирубина, газов крови.
Приказ N 966н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с урологическими заболеваниями" от 8 декабря 2009 г. В ЛПУ, при котором создано урологическое отделение, обеспечиваются определение/проведение медицинских исследований в экстренном порядке (в любое время суток): гематокрита, уровня глюкозы, натрия, калия, натрия, креатинина, мочевины в сыворотке крови; КОС.
Приказ N 991н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком" от 15 декабря 2009 г.: стандарт дополнительного оснащения операционного отделения для противошоковых мероприятий: анализатор КОС.
Приказ N 1044н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, требующими диагностики или лечения с применением хирургических и/или рентгенэндоваскулярных методов" от 30 декабря 2009 г. Стандарт оснащения организации, оказывающей медицинскую помощь по профилю "сердечно-сосудистая хирургия":
- операционная для оказания медицинской помощи детям с врожденными пороками сердца (из расчета 20 коек): анализатор КОС, портативный аппарат для измерения AВС, портативный анализатор газов крови (газы крови, КОС, электролитный состав) (1 на 2 смежные операционные), аппарат для измерения аспартатаминотрансферазы;
- операционная кардиохирургического отделения (из расчета 20 коек): портативный аппарат для измерения ABC, портативный анализатор газов крови (газы крови, КОС, электролитный состав) (1 на 2 смежные операционные);
- операционная и отделение хирургического лечения сложных нарушений ритма и электрокардиостимуляции (из расчета 20 коек): портативный анализатор газов крови (газы крови, КОС, электролитный состав) (1 на 2 смежные операционные).
Приказ N 409н "Об утверждении порядка оказания неонатологической медицинской помощи" от 1 июня 2010 г. Стандарт оснащения отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных (из расчета на 6 коек): аппарат для определения КОС, аппарат для определения электролитов, аппарат для определения билирубина в капиллярной крови, система чрескожного мониторирования газового состава крови, тест-полоски для глюкометра, реактивы для аппаратов для определения КОС и электролитов крови.
Приказ N 586н от 2 августа 2010 г. "О внесении изменений в порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ N 179 от 1 ноября 2004 г. ". Стандарт оснащения стационарного отделения скорой медицинской помощи: анализатор гематологический автоматический, анализатор для диагностики неотложных состояний, коагулометр автоматический, анализатор свертываемости, анализатор гемостаза, анализатор глюкозы в крови (глюкометр), экспресс-анализатор портативный.
Приказ N 315н "Об утверждении порядка оказания анестезиолого-реанимационной помощи взрослому населению" от 13 апреля 2011 г. Приложение N 3. "Рекомендуемый стандарт оснащения бригады анестезиологии-реанимации":
- отделения для профилактики и лечения боли и болезненных ощущений у пациентов при операциях, лечебных и диагностических процедурах с преднаркозной палатой и палатой пробуждения оснащаются автоматическим анализатором газов крови, КОС, электролитов, глюкозы из расчета 1 анализатор на палату пробуждения и операционный блок (при отсутствии палат для реанимации и интенсивной терапии);
- отделения анестезиологии-реанимации (отделение реанимации с палатами интенсивной терапии) оснащаются автоматическим анализатором газов крови, КОС, электролитов, глюкозы, осмолярности из расчета 1 анализатор на отделение, тромбоэластографом и онкометром - по 1 на отделение.
Перечень оборудования и, соответственно, выполняемых видов анализов для отделения анестезиологии-реанимации ограничен узким спектром лабораторных показателей, среди которых нет таких важных, как уровень гемоглобина, креатинина, билирубина, лактата, тропонина, D-димера, число лейкоцитов, тромбоцитов, величина АЧТВ.
В приказах N 819н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи методом трансплантации органов" от 9 октября 2009 г. и N 944н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным" от 3 декабря 2009 г. разъяснения относительно стандартов оснащения отсутствуют.

"РОСТ" - новая организационная концепция
В практической медицине развитых стран мира все более широко используется (и не только для диагностики неотложных состояний) концепция выполнения лабораторных исследований "point of care testing" ("РОСТ"), или "анализ по месту оказания медицинской помощи".

   
Таблица 1
Затраты времени на выполнение лабораторных тестов в центральной лаборатории и при использовании оборудования
"РОСТ" (Lewandrowski K., 2010)

        Лабораторный тест     Время выполнения анализа, мин.         различие, мин. (%)
                                 
                                                     Центральная
                                                     лаборатория "РОСТ"
Анализ мочи (тестовые полоски)         40          4    -36 (90%)  
Хорионический гонадотропин в моче       78          5    -73 (94%)  
Глюкоза крови                           10          6    -4 (60%)    
Кардиальные маркеры в крови            110         17    -93 (85%)  
Среднее                                             59,5                      8     -51,5 (87%) р = 0,02  

Таблица 2
Количество лабораторных исследований, выполненных за 2009 г. в главном госпитале Массачусетса с использованием оборудования "РОСТ"

Лабораторный тест       -               Количество
Анализ мочи (тестовые полоски)  -      27072  
Кардиальные маркеры в крови     -      15240  
Хорионический гонадотропин в моче    -  8064  
Наркотики в моче                               -  6252  
D-димер в крови                                -  4380  
Экспресс-определение антигена Streptococcus А - 2400  
Экспресс-определение антигена гриппа А/В   -   1250  
Экспресс-определение антигена респираторно-синтициального вируса   -  1200  
Всего:                                                        65858  

Так, в практических рекомендациях для лабораторной медицины NACB (2006 г.) указано, что большинство рандомизированных исследований продемонстрировали: использование концепции "РОСТ" по сравнению с проведением анализов в лаборатории экспресс-диагностики приводит к сокращению в 2 раза времени получения результатов анализов, что позволяет в более короткие сроки установить диагноз, определить тактику лечения, снизить затраты на проведение ряда экстренных анализов.
Исследования проводит средний медицинский и параклинический персонал анестезиологических и реанимационных отделений, другие, более углубленные исследования выполняются в центральной лаборатории. С этой целью в основном используются портативные аналитические системы, не требующие существенной подготовки к выполнению анализов.
Согласно статистике, в США 88,7% исследований глюкозы, 47,7% - КОС, 45,5% - гематокрита, 58,3% определений протромбинового времени и АЧТВ проводится медсестрами непосредственно возле больного. В целом нелабораторным персоналом там осуществляются до 10% общего количества лабораторных тестов, в течение следующих 5 лет ожидается двукратное увеличение этого объема.
На примере одного американского госпиталя, где лаборатория экспресс-диагностики была ликвидирована как штатная единица вместе с оборудованием, исключены затраты на расходные материалы и обслуживание оборудования, сокращены 15 сотрудников, а все исследования стали проводить сотрудники реанимационного отделения, было подсчитано, что экономия средств составила 392,4 тыс. долларов.
Концепция "РОСТ" перспективна для ЛПУ:
- которые не имеют КДЛ либо имеют только одного специалиста по лабораторной диагностике со средним образованием (амбулаторно-поликлинические учреждения, участковые больницы, санатории, диспансеры);
- при осуществлении централизации лабораторных исследований в регионах, когда основная масса анализов для пациентов поликлиник, городских, районных больниц, диагностических центров, диспансеров, родильных домов, женских консультаций выполняется в централизованной КДЛ, а в лечебном учреждении проводятся только неотложные исследования.
Портативные аналитические системы следует применять в работе лабораторий экспресс-диагностики ЛПУ для того, чтобы максимально сократить сроки выполнения анализов.

Структура анализов в экспресс-лаборатории

Лекарственный мониторинг 0,2-0,4%
Иммуногематологические исследования 1-1,5%
Общеклинические исследования 5-7%
Коагулологические исследования 6-8%
Гематологические исследования 23-26%
Исследование КОС и электролитов 24-32%
Биохимические исследования 58-65%


Наиболее распространенные неотложные исследования в плановой КДЛ
(93% всех неотложных исследований включают 8 тестов)

Кальций 5% - 64
Глюкоза 6% - 78
Количество лейкоцитов 9% - 117
Количество тромбоцитов 10% - 134
Тропонин 13% - 167
Гемоглобин 15% - 201
Калий 18% - 230
Гематокрит 24% - 318

Что делать?

Отсутствие единой структуры и четко регламентированной системы выполнения неотложных и экстренных лабораторных исследований для больных отделений реанимации и интенсивной терапии, тяжелобольных, находящихся на лечении в других отделениях стационара, поступающих по неотложным показаниям в приемное отделение, определенных руководящими документами (приказами, методическими рекомендациями и т.д.), является серьезным недостатком в организации единой системы оказания качественной неотложной медицинской помощи в нашей стране.
Выходом из создавшейся ситуации является разработка и утверждение в каждом отдельном ЛПУ положения об организации выполнения вышеназванных исследований в соответствии с имеющимися финансово-материальными, техническими, кадровыми и профессиональными ресурсами и на основе двух концепций проведения экстренных лабораторных исследований: в лаборатории экспресс-диагностики (если ее нет, то в центральной КДЛ) и путем использования методологии "РОСТ".

Примерный перечень оборудования для лаборатории экспресс-диагностики

- Гематологический анализатор на 22-27 параметров с возможностью дифференциации 5 фракций лейкоцитов (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, моноциты, лимфоциты);
- лабораторный микроскоп;
- анализатор мочи на тестовых полосках;
- биохимический автоанализатор производительностью до 200 тестов в час или полуавтоматический фотометр;
- анализатор для определения кардиомаркеров (тропонин, миоглобин) и D-димера;
- анализатор глюкозы;
- анализатор электролитов (калий, натрий, кальций, хлор);
- анализатор КОС и газов крови;
- осмометр;
- онкометр;
- тромбоэластограф;
- полуавтоматический коагулометр;
- центрифуга для определения группы крови и резус-фактора с использованием гелевых технологий;
- анализатор для лекарственного мониторинга.

Д.м.н., заслуженный врач РФ,
профессор кафедры медицинской биохимии
ГОУ ДПО "РМАПО" Минздрава РФ,
вице-президент Российской ассоциации
медицинской лабораторной диагностики
А.А.КИШКУН

К.м.н., руководитель
лабораторного направления
ООО "Медицинская компания" (Москва)
С.Л.АРСЕНИН
О наших стандартах замолвите слово, или Почему оно не работает и работать не будет
2. Как все заинтересованные лица уже догадались, следующий номер нашей программы - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (действующая редакция от 25.06.2012).
Здесь, к сожалению, все куда скучнее.

Слово "стандарт" в законе встречается 27 раз. При этом словосочетание "стандарт медицинской помощи", равно как и "стандарт оснащения" ни разу не являются частью определения.
То есть, понятие "стандарт" в законе особенным образом не определено. Несмотря на то, что потребность в таком определении явно имеется.
Вместо этого указано, что
Цитата
Статья 37. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи
Часть 1 статьи 37 вступает в силу с 1 января 2013 года (часть 3 статьи 101 данного документа).
1. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
2. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
1) этапы оказания медицинской помощи;
2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
4. Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
1) медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
5. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Опять рекомендуется тщательно (лучше всего вслух, убедившись предварительно в отсутствии нежелательных свидетелей) прочесть написанное.
В статье указано, что:
1. Порядки обязательны к применению
2. Стандарты при оказании медицинской помощи применяются как основа и "а также".
И статья 101 нам мило поясняет, что это все - с 1 января 2013 года.
Определено, чем наполняются документы под названием "порядок" и "стандарт" оказания медицинской помощи, но статус самих порядков и стандартов особо не оговорен.

Более того, дальше - интереснее
Цитата
Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи
(...)
Часть 2 статьи 64 вступает в силу с 1 января 2015 года (часть 5 статьи 101 данного документа).
2. Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(...)

Понятно? Сами стандарты, получается, прямого действия в отношении качества медицинской помощи не имеют. А только входят как основа (опять эта основа) в процесс формирования критериев этого самого качества, которые должны быть отдельно утверждены сами видите кем. И когда - тоже видите. Пояснения Консультанта+ я намеренно не удалила.

Дальше только забавное:
Цитата
Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками

1. В целях реализации и защиты прав медицинских работников и фармацевтических работников, развития медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, содействия научным исследованиям, решения иных связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников и фармацевтических работников вопросов указанные работники имеют право на создание на добровольной основе профессиональных некоммерческих организаций, которые могут формироваться в соответствии с критериями:
1) принадлежности к медицинским работникам или фармацевтическим работникам;
2) принадлежности к профессии (врачей, медицинских сестер (фельдшеров), провизоров, фармацевтов);
3) принадлежности к одной врачебной специальности.
2. Профессиональные некоммерческие организации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий. Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
3. Медицинские профессиональные некоммерческие организации, основанные на личном членстве врачей и объединяющие не менее 25 процентов от общей численности врачей на территории субъекта Российской Федерации, наряду с функциями, указанными в части 2 настоящей статьи, вправе принимать участие:
1) в аттестации врачей для получения ими квалификационных категорий;
2) в заключении соглашений по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и в деятельности фондов обязательного медицинского страхования;
3) в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
4. При наличии на территории субъекта Российской Федерации нескольких медицинских профессиональных некоммерческих организаций, в каждой из которых численность врачей превышает 25 процентов от их общей численности на территории субъекта Российской Федерации, функции, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, осуществляет медицинская профессиональная некоммерческая организация, имеющая наибольшее количество членов.
5. Медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям (союзам), которые соответствуют критериям, определяемым Правительством Российской Федерации, федеральным законом в установленном им порядке может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья. Указанные организации вправе принимать участие в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, фондов обязательного медицинского страхования, а также в разработке программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Вообще-то Минздрав уже даже издал приказ о том, при каких условиях он готов делиться полномочиями с профессиональными ассоциациями, правда, это дело мало кто читал, а из тех, кто прочел, мало кто задумался над этим всерьёз.
Но поглядите, какая прелесть:
Цитата
2. Профессиональные некоммерческие организации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий. Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Мне кажется, это просто красота. И вот это именно то, что по-настоящему заслуживает внимания. Это не повод, а самая что ни на есть настоящая причина начинать создавать профессиональные ассоциации. Независимые и вне всяких придворных палат и натужных профсоюзов. Но это лирика.

В остатке у нас грустные вещи, которые, видимо, связаны с тем, что слово "стандарт" на самом деле в этом федеральном законе применяется в обывательском его значении.
Цитата
Статья 79. Обязанности медицинских организаций

1. Медицинская организация обязана:
(...)
2) осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи;
(...)

При этом под медицинской организацией в данном законе понимается (ст.2 п.11):
Цитата
юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

И повисает в воздухе большой-пребольшой вопрос: так что же со всем этим делать? С 704 приказами министерства здравоохранения, как бы оно ни называлось, РФ, частично не опубликованными, не проходившими регистрацию в Минюсте РФ, вообще не имеющими, по совокупности всех данных, какой-либо ясной юридической силы?
Со страховыми компаниями, которым лень копаться во всем этом, и которые страшно рады штрафануть где ни попадя, а реально права пациентов не то чтобы не отстаивают совсем - но делают это как-то странно?
И что, наконец, нам ждать от Минюста РФ, который никак на все это не реагирует? Хотя, должна признаться, я несколько теряюсь в определении инстанции, которая должна на это все хоть как-то реагировать. А между тем 1 января не за горами.
Занимательная, в общем, история.
Приглашаю высказаться по поводу, особенно, если есть какие-то варианты того, как нам со всем этим дальше жить и что делать. На вопрос "кто виноват" ответ искать бессмысленно.  Упущенного времени это не вернет, вариантов юридически верной медицинской практики не прибавит.
О наших стандартах замолвите слово, или Почему оно не работает и работать не будет
Итак, что мы имеем на сегодня как основу стандартизации в здравоохранении?

На сегодня действуют два федеральных закона, в которых нам следует поискать понимания процесса стандартизации.
1. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (действующая редакция от 28.07.2012).
Согласно этого акта
Цитата
Статья 2. Основные понятия
(...)
стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;
(...)
Вроде бы все понятно, однако законы надо читать полностью и понимать буквально.
На одну статью выше:
Цитата
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
(...)
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
Вот так вот. То есть как минимум целый сегмент медицинской помощи, связанный с охраной труда (а это предварительные и периодические медосмотры, мероприятия по оказанию помощи в связи с профессиональными заболеваниями, производственными травмами) из действия данного закона почему-то выпадают. Почему не выведена медицинская помощь целиком - я не знаю. Но что написано пером - можно только другим федеральным законом, и не иначе.

Едем дальше по той части, которая в сферу действия данного закона попадает.

Цитата
Статья 12. Принципы стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
добровольного применения документов в области стандартизации;
максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Статья 13. Документы в области стандартизации
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
национальные стандарты;
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
стандарты организаций;
своды правил;
международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
предварительные национальные стандарты.


Статья 14. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации

1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации):
утверждает национальные стандарты и предварительные национальные стандарты;
принимает программу разработки национальных стандартов;
организует экспертизу проектов национальных стандартов, а также стандартов и сводов правил, представляемых на регистрацию в соответствии с пунктом 4 статьи 44 настоящего Федерального закона;
организует проведение экспертизы проектов предварительных национальных стандартов, а в случае, если технический комитет по стандартизации не создан, проводит экспертизу проектов предварительных национальных стандартов;
организует проведение мониторинга и оценки применения предварительных национальных стандартов в порядке, установленном национальным органом по стандартизации;
обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
осуществляет учет документов в области стандартизации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность;
организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;
(...)
2. Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.
(...)
4. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.
Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.
Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.
Технические комитеты по стандартизации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них.
То есть некий национальный орган стандартизации (в единственном числе - значит один), наделен исключительными правами в отношении стандартизации.
При этом Правительство РФ, как и ожидалось, не замедлило Постановлением от 17 июня 2004 г. № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" такой орган определить. И является им, как ни странно, совсем не Минздрав РФ, а то самое Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Хотя работникам этого агенства и в страшном сне не приснилась бы обязанность стандартизировать медицинскую помощь. Но что написано - то написано. Подробности нормативной базы по поводу можно на сайте агенства для себя открыть (гиперссылка под наименованием агенства).

И совсем не удивительно, что в положении о свежеиспеченном Минздраве РФ (ППРФ от 19 июня 2012 г. № 608) ничего не сказано о наделении его статусом национального органа стандартизации <в области оказания медицинской помощи>, однако в полномочия министерства включен такой пункт:
Цитата
5. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
(...)
5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
(...)
5.2.18. стандарты медицинской помощи;
(...)
Вот так, мило и незатейливо. Разумеется, возникает вопрос, а те же ли стандарты имеет в виду то же самое Правительство РФ, когда пишет о них в столь похожих по статусу постановлениях?
Вполне логичным будет перейти от этого федерального закона к следующему.
Концессия для городского здравоохранения, передача горбольниц в частные руки: есть ли смысл?
Цитата
Татьяна Чеботникова пишет:
Вы нелюбопытны к остальным нюансам, вот ведь засада...

Что ФОМС? В лесих, есть еще схемы страхования работодателем... Отчего вы об этом не вспомнили?

Кто такие лесихи, не очень поняла. Но вспоминать про остальное после ФОМСа стоит хотя бы потому, что самим соглашением будет навязана работа себе в убыток. Фиксированные объемы помощи, которые надо будет оказать за треть цены. Вы знаете сумашедших, которые готовы работать на таких условиях, не имея иной выгоды?
Страницы: Пред. 1 ... 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 ... 218 След.
Развернуть блок