Не существует никаких сомнений, что регулярная физическая активность способствует физическому и психическому здоровью на протяжении всей жизни человека. Новые исследования дополняют список положительных эффектов регулярных физических нагрузок, обнаружив положительное влияние на здоровье мозга и академическую успеваемость.
В частности, новое исследование ученых из Испании более подробно изучило эти вопросы, и пришло к выводу, что наиболее важными показателями являются кардиореспираторная активность и двигательная выносливость детей.
В своем исследовании ученые сосредоточились на трех аспектах физической подготовки: кардиореспираторной активности, мышечной силе и двигательной выносливости.
Они изучили влияние каждого этого фактора в отдельности, и всех факторов вместе - на школьную успеваемость. Старший автор исследования, Irene Esteban-Cornejo из Медицинского университета Мадрида, объясняет:
"Эти показатели тесно связаны между собой, что доставляет определенные трудности при расчете степени влияния каждого из них, однако мы поставили своей целью рассчитать именно раздельное влияние каждого из этих факторов на школьную успеваемость детей".
Не только успеваемость. Исследование пришло к выводу, что 60 минут физической активности, проводимой ежедневно после школы, полезно не только для физического здоровья детей, но также способно благотворно влиять на их когнитивные функции. Подробнее: ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ. ВЛИЯНИЕ НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
Ученые проанализировали данные исследования UP & DOWN Study, изучавшего 2038 испанских детей в возрасте от 6 до 18 лет, и собравшего полные данные о физической тренированности, физическом и психическом здоровье участников, а также академической успеваемости.
Кардиореспираторная активность - это мера качества работы сердца и легких, оцениваемая по тому, насколько полноценно они могут доставлять кислород и питательные вещества к мышцам во время физических нагрузок. Для измерения этой величины участники выполняли упражнение на челночный бег, а также тесты на определение максимальной степени аэробной подготовки.
Двигательная выносливость включает в себя скорость передвижения, ловкость и координацию, и в этом исследовании она изучалась с помощью упражнений на ловкость, кистевой динамометрии и прыжков в длину из положения стоя.
Для оценки успеваемости, исследователи использовали журналы оценок учеников в конце учебного года по основным школьным предметам.
К СВЕДЕНИЮ: У занимающихся спортом детей и подростков часто бывает сотрясение мозга. В журнале British Journal of Sports Medicine был анализ исследований частоты сотрясения мозга при различных видах спорта, который показал, что наибольший риск таких травм отмечается в высококонтактных видах спорта – регби, хоккее и футболе. Подробнее: ЧАСТОТА СОТРЯСЕНИЙ МОЗГА У ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА СПОРТА
Они обнаружили, что кардиореспираторная активность и двигательная выносливость, как каждая по отдельности, так и вместе - были связаны с успеваемостью детей. Однако связь между общей физической тренированностью и успеваемостью в школе была довольно слабой, гораздо сильнее на успеваемость влияли именно показатели скорости, ловкости и координации, нежели способность к аэробным нагрузкам. Величина мышечной силы сама по себе не была связана с академической успеваемостью.
По словам ученых, их исследование является призывом к увеличению физической активности в школе. Кроме того оно расставляет акценты между разными направлениями физкультуры, рекомендует развивать те направления, которые стимулируют большую скорость бега, общую ловкость и координацию.
Помимо физических нагрузок, существуют также доказательства того, что музыкальное образование благотворно влияет на детский мозг. Например, недавно было опубликовано исследование, которое пришло к выводам, что музыкальное образование может улучшить исполнительную функцию мозга у детей и взрослых. Исполнительная область мозга отвечает за принятие решений, решение проблем, регулирующее поведение и другие важные когнитивные функции.