Солнце, тепло, УЛЬТРАФИОЛЕТ

Если будущие выходные окажутся жаркими и солнечными – как вы их проведете? Многие люди ответят, что поедут на пляж, чтобы понежиться в лучах солнца. Однако перед тем как упаковывать пляжную одежду и полотенца - не следует ли нам задуматься об опасности пребывания на палящем солнце?

Воздействие ультрафиолетового (УФ) излучения - от солнца, или ламп в солярии - это основная (!) причина рака кожи, причем УФ является причиной 86% случаев немеланомного рака, и 90% случаев меланомы. Кроме того, чрезмерное воздействие УФ лучей может увеличить риск развития глазных заболеваний, таких как катаракта и рак глаза.

Риски для здоровья, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения, разумеется, хорошо изучены, и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже официально классифицировала УФ-излучение как канцероген

Только за этот год было опубликовано множество исследований, предупреждающих об опасности УФ-облучения. Одно исследование [1], опубликованное в журнале Pediatrics, показало, что загар в молодом возрасте значительно увеличивает риск раннего рака кожи, а другое исследование [2] обнаружило, что несколько солнечных ожогов подряд увеличивают риск меланомы на 80%.

К сведению: крем с SPF 15 блокирует около 93 % всех ультрафиолетовых лучей, крем с SPF 30 отфильтровывает 97 % всех ультрафиолетовых лучей крем с SPF 50 - это почти полный блок UVB, то есть 98 % всех ультрафиолетовых лучей. Подробнее.

Кроме того, в ответ на сообщения о вреде УФ для здоровья, FDA недавно изменило меры в отношении соляриев. Такие услуги теперь могут оказываться только с возраста 18 лет, и должны быть маркированы надписями о том, что они их использование значительно повышает рак кожи.

УФ-излучение состоит из трех различных диапазонов: ближний диапазон волн (400 нм — 300 нм) называется ультрафиолет А (УФ-А, UVA), средний диапазон (300 нм — 200 нм) ультрафиолет В (УФ-В, UVB), и дальний диапазон (200 нм — 122 нм) или ультрафиолет С (УФ-С, UVC). УФ-С имеет самую короткую длину волны и самую высокую энергию, однако он не достигает земной поверхности и не вызывает повреждений кожи человека.

Напротив, УФ-А имеет самую длинную волну, и составляет 95% от солнечной ультрафиолетовой радиации, достигающей земной поверхности, в то время как УФ-В имеет среднюю длину волны, и на него приходится оставшиеся 5% излучения. Солярии и лампы для загара излучают в основном УФ-А, в дозах до 12 раз превышающих дозы УФ от палящего солнца.

Как УФ-А, так и УФ-В способны повреждать кожу, проникая сквозь все ее слои и уничтожая клеточную ДНК. УФ-А излучение, как правило, проникает в более глубокие слои кожи, называемые дермой, и провоцирует старение клеток кожи и появление морщин. УФ-В излучение является основной причиной возникновения гиперемии или загара кожи, так как оно наносит основной ущерб во внешних слоях кожи, называемых эпидермисом.

Чрезмерное воздействие ультрафиолетовых лучей может вызвать генетические мутации, которые могут привести к развитию рака кожи. Потемнение кожи или загар - это не что иное, как попытка остановить дальнейшее повреждение ДНК клеток кожи.

Разумеется, УФ попадает не только на кожу, и повреждает не только ее. Яркий солнечный свет способен повреждать поверхностные ткани глаза, а также роговицу и хрусталик.

Однако, несмотря на прекрасную изученность этой проблемы, и массивную пропаганду против загара, которая уже много лет ведется в развитых странах, мы видим, что большинство людей игнорируют эти предупреждения.

Это интересно: По данным ретроспективного исследования типа «случай-контроль», у пациентов с болезнью Паркинсона примерно в 4 раза повышен риск наличия меланомы, а у пациентов с меланомой примерно в такой же степени увеличен риск заболеть болезнью Паркинсона. Подробнее.

Опрос Центра по контролю и профилактике заболеваний [3] (CDC) от 2012 года обнаружил, что 50,1% всех взрослых в возрасте 18-29 лет загорали в течение последних 12 месяцев, что свидетельствует о весьма низкой приверженности рекомендованной практике защиты от ультрафиолета

Чуть позднее исследование [4] из Университета Калифорнии в Сан-Франциско пришло к выводу, что популярность загара в соляриях "является тревожно высокой", особенно среди молодежи.

Это исследование показало, что 35% взрослых хотя бы однажды загорали в солярии, а 14% из них делали это в ближайшем году. Также большое беспокойство вызывает то, что 43% студентов ВУЗов и 18% от всех подростков сообщили об использовании соляриев за прошедший год.

По подсчетам ученых, столь высокая популярность соляриев может привести дополнительно к 450 000 случаев немеланомных раков кожи, и 10 000 меланом ежегодно.

В условиях первичного здравоохранения индивидуальный риск развития меланомы может быстро и просто оцениваться с помощью подсчета числа невусов на одной руке. К такому выводу пришла исследовательская группа, в которой участвовали британские и итальянские ученые. Подробнее.

Такая нелогичность и непоследовательность просто ставит в тупик. Почему, несмотря на хорошую информированность, огромная доля взрослых людей готовы подвергаться риску онкологических заболеваний только ради того, чтобы немного понежиться на солнце. Чем можно объяснить такое поведение?

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Cell предположило, что УФ-излучение побуждает организм высвобождать эндогенные эндорфины - "гормоны блаженства", и даже способно вызывать зависимость от солнца, наподобие наркотической зависимости. Подробнее.

Однако Tim Turnham, исполнительный директор Научно-исследовательского фонда меланомы, считает, что многие люди просто считают загорелое тело красивым, здоровым и сексуальным:

"Несмотря на высокую осведомленность о вреде ультрафиолетового излучения, люди по-прежнему предпочитают игнорировать эти риски в погоне за тем, что они называют "здоровым загаром". Эта проблема особенно актуальна среди молодых людей, которые, как правило, игнорируют риски для здоровья в пользу повышения их социального статуса и популярности среди сверстников. Мы также знаем, как сильны в подростковом возрасте мотивы подражания сверстникам и кумирам".

Anita Blankenship, специалист по вопросам здравоохранения из CDC, сказала нам, что стремление иметь загар кожи особенно распространено среди молодых женщин.

"В США ежегодно почти каждая третья девушка в возрасте 16-25 лет посещает солярий и получает загар", - сказала она. "Эти молодые женщины поступают так ради соответствия стандартам красоты, пренебрегая риском для здоровья".
ИЗМЕНЕНО: 09.05.2021 ПРОСМОТРЕЛИ: 14402