Реклама
Реклама
Реклама

На работу на велосипеде. Не только удобно

Как показало исследование, опубликованное в журнале BMJ онлайн, привычка добираться до работы на велосипеде ассоциируется с колоссальным преимуществом в виде достоверно более низкого риска развития злокачественных новообразований, болезней сердца и преждевременной смертности, и авторы этой работы призывают мировые правительства делать все возможное для стимуляции этого вида ежедневной внутригородской миграции.  Было показано, что у предпочитающих велосипед риск развития злокачественных опухолей ниже на 45%, а сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) – на 46%, чем у тех, кто обычно добирается до работы менее активными способами. Интересно, что привычка ходить на работу и с работы пешком ассоциировалась с меньшей степенью снижения риска развития ССЗ (на 27%) и вообще не влияла на риск злокачественных новообразований. Кроме того, хотя ходьба как способ добираться до рабочего места снижала риск смертности от ССЗ на 36%, она не оказывала значимого влияния на риск преждевременной смертности в целом.

Эти данные были получены в проспективном популяционном исследовании с использованием британской базы данных Biobank, в которой хранится биологическая информация в общей сложности примерно 500 000 жителей Великобритании. В данном исследовании участвовали 263 450 человек из 22 центров, расположенных в разных районах страны. 106 674 (52%) участников были женщинами, средний возраст популяции составил 52,6 лет. Изучаемым воздействием были предпочтения участников в отношении транспорта при перемещении между работой и домом (велосипед, ходьба или сочетание того и другого в сравнении с неактивными вариантами – на машине или с использованием общественного транспорта). Для оценки медицинских эффектов обычных транспортных предпочтений участников были выбраны следующие конечные точки: заболеваемость ССЗ и злокачественными новообразованиями, смертность от ССЗ, смертность от злокачественных опухолей и общая смертность.

Медианная длительность наблюдения составила 5,0 лет (интерквартильный размах 4,3-5,5 лет). За этот период умерли 2430 участников (496 смертей были связаны с ССЗ, а 1126 человек умерли от новообразований.  Кроме того, в общей сложности было зарегистрировано 3748 случая заболеваемости злокачественными новообразованиями и 1110 случаев заболевания ССЗ. Модели с учетом максимального количества потенциальных искажающих факторов показали, что велосипедные поездки на работу, а также комбинации различных видов транспорта, если в их число входит велосипед, ассоциировались с более низким риском общей смертности (отношение рисков [ОР] для велосипеда 0,59, 95% доверительный интервал [95% ДИ] 0,42-0,83, P=0,002; ОР для комбинаций с использованием велосипеда 0,76, 95% ДИ 0,58-1,00, P<0,05). То же можно было сказать о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ОР для велосипеда 0,55, 95% ДИ 0,44-0,69, P<0,001; ОР для комбинаций 0,64, 0,45- 0,91, P=0,01) и о смертности от них (ОР для велосипеда 0,60, 95% ДИ 0,40-0,90, P=0,01; ОР для комбинаций с использованием велосипеда 0,68, 0,57-0,81, P<0,001). Привычка добираться до работы на велосипеде или пешком также ассоциировалась с более низким риском развития ССЗ (ОР для велосипеда 0,54, 95% ДИ 0,33-0,88, P=0,01; ОР для ходьбы 0,73, 95% ДИ 0,54-0,99, P=0,04) и сердечно-сосудистой смертности (ОР для велосипеда 0,48, 95 ДИ 0,25-0,92, P=0,03; ОР для ходьбы 0,64, 95% ДИ 0,45-0,91, P=0,01). Как уже говорилось выше, исследователям не удалось обнаружить статистически достоверных ассоциаций между привычкой ходить на работу/с работы и общей смертностью или онкологической заболеваемостью и смертностью. Никаких ассоциаций ни с одной из анализируемых конечных точек не было обнаружено также у смешанных способов добираться до работы с включением ходьбы.

Анализируя эти данные нельзя забывать, что речь идет об обсервационном исследовании, то есть, мы не можем делать никаких выводов в отношении причинно-следственной связи. Кроме того, очевидное ограничение данной работы заключается том, что предпочитаемый способ добираться до работы и проходимое/проезжаемое при этом расстояние регистрировались со слов пациентов, а не измерялись объективно.

Тем не менее, если исходить из предположения, что здесь все же имеется причинно-следственная связь, это значит, что здоровье общества можно значительно улучшить с помощью управленческих решений, которые облегчают использование активных видов транспорта. Применительно к велосипеду это может быть создание новых велодорожек, стимуляция бизнеса по продаже или аренде велосипедов, улучшение доступности общественного транспорта для велосипедистов. Сдвиг общественных предпочтений от автомобиля к велосипеду также поможет решить проблему пробок и уменьшить загрязнение воздуха, что будет иметь и свои собственные медицинские преимущества.

Источники. [1,2]
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ
ИЗМЕНЕНО: 01.07.2017 ПРОСМОТРЕЛИ: 2422
Реклама
Реклама
Реклама
Развернуть блок