Реклама
Реклама
Реклама

Долгосрочное лечение бисфосфонатами и риск переломов

Долгосрочное (больше рекомендованных 3-5 лет) лечение бисфосфонатами приводит к нарушению нормальных механизмов сопротивления переломам, которые характерны для здоровых костей, и создает условия для редких, но могущих иметь катастрофические последствия атипичных переломов бедра (АПБ) – возникающих в диафизе кости при минимальной травме или спонтанно. Эти результаты были получены группой исследователей из Корнелльского университета (США) и опубликованы онлайн в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.  Эти данные не надо рассматривать как повод для отказа от бисфосфонатов: польза этого класса препаратов значительно превышает риск АПБ, которые возникают, по разным оценкам, у 1-10 пациентов на 10 000. К тому же, в настоящее время Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) рекомендует пациентам принимать бисфосфонаты в течение 3-5 лет, после чего следует произвести повторную оценку риска переломов, а в данной работе АПБ наблюдались при значительном превышении этого срока. Тем не менее, достаточно вероятно, что это исследование повлияет на новые клинические рекомендации в этой области, во всяком случае, возможно, оно позволит уточнить схемы дозирования для пациентов с наиболее высоким риском.

Данное исследование было построено на сравнении состава и механических свойств биоптатов кости, полученных от пациентов с АПБ на фоне приема бисфосфонатов, и от пациентов с типичными остеопоротическими переломами, которые могли получать или не получать бисфосфонаты. Костная ткань из прилежащих к месту перелома участков проксимального отдела бедренной кости забиралась во время оперативного лечения переломов (33 пациентки) или тотального эндопротезирования тазобедренного сустава (17 пациенток). Все участницы были в постменопаузе.

Всех пациенток распределили на пять групп: женщины с АПБ на фоне лечения бисфосфонатами; пациентки, которые получали бисфосфонаты, но у которых произошли переломы других типов; женщины с типичными переломами, которые не получали бисфосфонаты; пациентки без каких-либо переломов, не принимавшие бисфосфонаты.

В тех группах, которые получали активное лечение, его длительность не различалась; возраст пациенток с АПБ также достоверно не отличался от пациенток из других групп. Тем не менее, у некоторых участниц этого исследования длительность лечения бисфосфонатами превышала 8 лет.

Вначале исследователи обнаружили в биоптатах пациенток с АБП признаки повышенной минерализации костной ткани. Кости женщин с АПБ были тверже и имели более высокую минерализацию также в сравнении с теми пациентками, у которых на фоне лечения бисфосфонатами произошли типичные остеопоротические переломы.  Это связано с общим основным механизмом действия всех бисфосфонатов – с замедлением резорбции старой кости, за которой в норме следует ремоделирование и рост новой костной ткани. Тем не менее, за счет замедления резорбции бисфосфонаты также нарушают нормальные процессы ремоделирования, в результате чего существующая кость стареет и становится все более и более хрупкой.

Далее была проведена серия визуализирующих исследований, показавшая, что костная ткань, полученная у пациенток с длительным лечением бисфосфонатами в анамнезе, также демонстрировала признаки повышенной минерализации по сравнению с тканями пациенток, которые никогда не получали этот вид лечения. Наблюдавшаяся более высокая минерализация кортикального слоя костей на фоне бисфосфонатов соответствовала более высокой зрелости костной ткани в результате уменьшения ремоделирования.

Второй дефект костной ткани, который наблюдался на фоне длительного лечения бисфосфонатами, касался способности кости останавливать распространение микроскопических трещин и их переход в переломы. Дело в том, что костная ткань в естественных условиях имеет вариабельную минерализацию в разных участках, и такое строение помогает предотвращать микротрещины. Но по мере увеличения минерализации эта естественная вариабельность исчезает, что также способствует возникновению АПБ, которые по своему механизму близки к стрессовым переломам и как раз берут свое начало от таких микротрещин. 

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ
ИЗМЕНЕНО: 19.10.2017 ПРОСМОТРЕЛИ: 7116
Реклама
Реклама
Реклама
Развернуть блок