Реклама
Реклама
Реклама

Бронхиальная астма и мигрень

Наличие в анамнезе бронхиальной астмы может служить предиктором развития хронической мигрени у лиц с эпизодической мигренью: такой вывод делается в исследовании, которое было опубликовано онлайн 19 ноября 2015г. в журнале Headache. 

Поскольку оба этих состояния достаточно распространены – примерно 11,6% популяции США страдают мигренью, а бронхиальная астма имеется у 7,5% – достаточно велика вероятность их совпадения у одного человека, но существование взаимосвязи между ними не доказано.  Как пояснили авторы этой публикации, они сами сначала думали, что, специализируясь в области головной боли и наблюдая многих пациентов с сочетанием мигрени с бронхиальной астмой, имели дело с искаженной выборкой – например, с пациентами, которых направляли врачи первичного звена, чтобы разрешить сомнения о назначении пропранолола пациенту с астмой с целью профилактики мигрени. Тем не менее, они рассматривали и возможные указания на биологическую взаимосвязь между двумя состояниями: так, ингибиторы лейкотриенов обладают некоторой эффективностью и при мигрени, и при астме; кроме того, в патогенезе и того, и другого задействованы воспалительные изменения и изменения в гладких мышцах. Все это навело авторов работы, которые участвовали в проведении исследования «Распространенность и профилактика мигрени в Америке» (American Migraine Prevalence and Prevention, AMPP), на мысль добавить в протокол этого исследования вопросы по астме. 

Итак, авторы обсуждаемого исследования исходили из гипотезы о том, что наличие бронхиальной астмы является фактором риска для перехода мигрени из эпизодической в хроническую (15 и более эпизодов головной боли в месяц, как правило, не развивается без предшествующей эпизодической мигрени). Для данной публикации были использованы данные из исследования AMPP за 2008 и 2009гг. Кроме всего прочего, участники заполняли состоящий из шести пунктов опросник для пациентов с бронхиальной астмой, который был разработан для Исследования респираторного здоровья Европейского сообщества (European Community Respiratory Health Survey). Также с целью получения ответа на вопрос, увеличивает ли более тяжелая астма вероятность прогрессирования мигрени и ее перехода в хроническую, исследователи разработали собственную шкалу тяжести респираторных симптомов, с помощью которой  пациенты делились на категории отсутствия тяжести (ни одного положительного ответа), легкой тяжести (один-два положительных ответа), умеренной тяжести (три-четыре положительных ответа) и высокой степени тяжести (пять-шесть положительных ответов). Также в рамках протокола AMPP участников спрашивали о частоте и длительности головной боли.

Из 4446 участников с эпизодической мигренью сопутствующую бронхиальную астму имели 746 человек (16,8%), а у 3700 (83,2%) астмы не было. За 2009г. хроническая мигрень была впервые диагностирована у 2,9% (131/4446) когорты (первичная конечная точка). В эту группу вошли 5,4% (40/746) участников подгруппы с бронхиальной астмой и 2,5% (91/3700) подгруппы без астмы. Участники с астмой имели в два раза более высокий риск прогрессирования мигрени до хронической формы по сравнению с лицами без астмы. Эта ассоциация была достоверной после учета социально-демографических факторов (включая возрастиндекс массы тела, пол и доход), частоты головной боли и применения препаратов для профилактики мигрени (корректированное отношение шансов [кОШ], 2,1; 95% доверительный интервал [ДИ], 1,4 – 3,1). Более того, создавалось впечатление о повышении риска по мере роста числа симптомов астмы, но статистически достоверным повышение вероятности развития хронической мигрени по сравнению с лицами без астмы оказалось только в подгруппе с высокой тяжестью симптомов астмы (кОШ, 3,3; 95% ДИ, 1,7 – 6,2). 

По мнению авторов, раз большая тяжесть симптоматики увеличивает риск перехода мигрени в хроническую, вероятность того, что респираторные симптомы являются причинным фактором, увеличивается. В данном случае наличие астмы в целом удваивало этот риск, а наиболее тяжелая степень выраженности респираторных симптомов – утраивала его.  Как комментируют авторы работы, примерно такая же степень дозозависимости показана для депрессии: присутствие любой депрессии удваивает риск развития хронической мигрени, а наибольшая выраженность депрессии увеличивает его втрое. 

Прочие ковариаты, в том числе чрезмерное потребление лекарственных средств, частота приступов головной боли и использование профилактических препаратов, не ассоциировались с развитием хронической мигрени. Прочие факторы риска развития хронической мигрени включают в себя ожирение, аллодинию, прочие болевые расстройства и злоупотребление барбитуратами и наркотиками.

Возможные недостатки данной работы, о которых говорят сами авторы, включают возможное наличие каких-то неучтенных искажающих факторов, тот факт, что 90% участников относились к европеоидной расе, самостоятельное заполнение опросников, а также длительность наблюдения всего 1 год. Кроме того, следует иметь в виду, что пока не доказано, что назначение профилактических препаратов пациентам с высоким риском может предотвратить прогрессирование мигрени.
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ
ИЗМЕНЕНО: 26.03.2021 ПРОСМОТРЕЛИ: 8483
Реклама
Реклама
Реклама
Развернуть блок