Мигрень и риск артериальной гипертензии у женщин
На проходившем Бостоне ежегодном конгрессе Американской академии неврологии (AAN) были представлены результаты нового анализа давно ставшего классическим «Исследования здоровья женщин» (Women's Health Study).
Было показано, что женщины с мигренозными головными болями могут иметь повышенный риск развития артериальной гипертензии (АГ), особенно если речь идет о мигрени без ауры. Исследователи обнаружили повышение риска заболеваемости АГ на 9% у пациенток с мигренью с аурой, а наличие в анамнезе мигрени без ауры ассоциировалось с увеличением риска развития АГ уже на 21%. Раньше ассоциация между мигренью и АГ уже рассматривалась в кросс-секционных исследованиях и исследованиях типа «случай-контроль», однако эти работы принесли смешанные результаты, и пока не ясно, повышает ли мигрень риск артериальной гипертензии, или, наоборот, АГ увеличивает риск мигрени.
Нынешний анализ исследования Women's Health Study выполнила группа ученых из известной бостонской больницы Brigham and Women's (штат Массачусетс).
Проведенное при поддержке Национального института здоровья США (NIH) исследование Women's Health Study исходно начиналось как рандомизированное двойное-слепое плацебо-контролируемое исследование по изучению возможностей малых доз аспирина и витамина E при первичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований. В начале 1990-х гг. в исследование было включено почти 40 000 женщин из США в возрасте 45 лет и старше, которые все работали в медицинской сфере и не имели в анамнезе сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований и других серьезных болезней. Основная часть исследования закончилась в марте 2004г., но обсервационная часть продолжается и сейчас. В данном анализе использовались данные по состоянию на конец 2015г.
В начале исследования все участников спрашивали, имеются ли у них головные боли по типу мигрени. Если они сообщали, что испытывали подобные боли в течение последнего года, им задавали вопросы о частоте приступов и их основных особенностях, в том числе и о наличии ауры. На основании этих ответов исследователи разделили всех женщин на четыре категории:
- (1) мигрени нет и не было ранее
- (2) активная мигрень с аурой
- (3) активная мигрень без ауры
- (4) мигрень была в анамнезе, но ее нет на момент опроса
Заболеваемость АГ определялась по выставленным врачом новым диагнозам или по появившемуся повышению систолического артериального давления ≥140 мм рт. ст. или диастолического артериального давления ≥ 90 мм рт. ст. со слов самой участницы.
К СВЕДЕНИЮ: Измерения артериального давления у пациентов с артериальной гипертонией в клинике имеют чувствительность от 34% до 69% и специфичность от 73% до 92%. Домашние измерения для пациентов с гипертонией имеют чувствительность 81–88% и специфичность 55–64%
Об ошибках при измерении артериального давления:
Поскольку для лечения мигрени используются некоторые антигипертензивные препараты, в случае начала такой терапии женщины цензурировались, и эти случаи не считались случаями АГ. Также исследователи исключали женщин с исходным наличием АГ и лиц с пропущенной информацией об исходном наличии или отсутствии мигрени.
Период наблюдения составил в среднем 12,2 года. Исходно популяция женщин с нормальным артериальным давлением и данными о наличии или отсутствии мигрени насчитывала 29 040 женщин. Из этих женщин у 23 819 участниц никогда не было мигрени, 1516 сообщили о наличии активной мигрени с аурой, 2292 женщины – об активной мигрени без ауры, а у 1411 женщин имелись лишь анамнестические указания на мигренозные головные боли. Исследователи идентифицировали 15 176 случаев заболевания АГ.
По сравнению с женщинами без мигрени участницы с активной мигренью (как с аурой, так и без нее) были немного моложе, чаще имели гиперлипидемию в анамнезе, реже курили и реже употребляли алкоголь.
Вначале исследователи скорректировали выборки по возрасту, а затем построили многофакторные модели, учитывавшие также группу исследования (то есть, прием аспирина или витамина Е) и ряд других потенциальных искажающих факторов, например, индекс массы тела, курение, использование препаратов для гормональной заместительной терапии или гиполипидемических средств.
По сравнению с женщинами, у которых никогда не было мигрени, в подгруппе с активной мигренью с аурой риск развития АГ был повышен примерно на 9% (отношение рисков [ОР], 1,09; 95% доверительный интервал [ДИ], 1,02 – 1,18; по данным многофакторной модели), а в подгруппе с активной мигренью без ауры риск был повышен на 21% (ОР, 1,21; 95% ДИ, 1,14 – 1,28). Наличие мигрени в анамнезе, но не на момент опроса в начале исследования, увеличивало риск развития АГ примерно на 15% (ОР, 1,15; 95% ДИ, 1,07 – 1,23).
Исследователи выполнили также анализ чувствительности, в рамках которого конечная точка также определялась по факту началу антигипертензивной терапии, и он принес примерно такие же результаты, как и основной анализ. В рамках еще одного вторичного анализа исследователи попробовали посмотреть, не увеличивается ли риск АГ у женщин с активной мигренью и увеличивающейся частотой приступов, однако никаких отчетливых паттернов обнаружить не удалось.
Очевидные методологические преимущества этого исследования заключаются в проспективном лонгитюдном дизайне и учете информации о подтипах мигрени. Вместе с тем, данная когорта имеет и ряд ограничений, среди которых регистрация данных о наличии или отсутствии мигрени и заболевании АГ со слов участницы, отсутствие информации о возрасте, когда дебютировала мигрень и о наследственности в этом отношении. Кроме того, с учетом того, что в исследовании участвовали исключительно женщины, имевшие в основном европейское происхождение, неясно, насколько корректно будет распространять эти данные на другие популяции.