Иммунная система участвует в росте волос

Облысение – это серьезная проблема, над решением которой много лет ломают голову дерматологи. И вот, совершенно неожиданно, новый способ стимуляции роста волос открыли ученые, занимавшиеся исследованием злокачественных опухолей.

В новом исследовании, опубликованном в журнале PLOS Biology, ученые из испанского Национального онкологического научного центра выявили связь между макрофагами (клетками иммунной системы, которые пожирают патогенные микрооганизмы) и регенеративными стволовыми клетками кожи.

«Мы обнаружили, что макрофаги, основной функцией которых традиционно считается борьба с инфекциями и заживление ран, также участвуют в активации стволовых клеток волосяных фолликулов в невоспаленной коже», - пишет главный автор исследования Mirna Perez-Moreno.

Макрофаги окружают регенеративные стволовые клетки кожи и активируют их, что в свою очередь, вызывает рост волос. По мнению авторов, это открытие может лечь в основу разработки новых технологий в области регенерации тканей, борьбы со старением и раком.

«Циклическая долговечность волосяных фолликулов связана с повторяющимися фазами роста, распада и отдыха фолликулов. Проведенные ранее исследования показали, что новая фаза роста волос начинается с активации стволовых клеток, расположенных в отдыхающих волосяных фолликулах», - пишут авторы.

Однако до сих пор ученым не было известно, как именно разные клетки кожи координируются для начала фазы роста волос.

Авторы этого исследования проводили эксперименты на мышах. Они отметили, что прием противовоспалительных препаратов стимулировал рост волос у мышей. Предположив, что эта стимуляция может быть вызвана взаимодействием иммунных клеток и стволовых клеток, ученые начали последовательно проверять различные типы иммунных клеток, чтобы попытаться выявить их влияние на рост волос.

Ученые с удивлением обнаружили, что некоторые макрофаги умирают в коже (вследствие апоптоза), и именно эта смерть является стимулятором расположенных рядом стволовых клеток, что и приводит к старту цикла роста волос.

Апоптоз макрофагов высвобождает особый класс сигнальных молекул, называемых «Wnt». Ученые обнаружили, что введение специфического ингибитора Wnt задерживало рост волос. Этот эксперимент свидетельствует о прямой роли Wnt в активации стволовых клеток в волосяных фолликулах.

Ученые вводили Wnt-ингибирующий препарат с помощью липосом, так как этот метод доставки лекарств к специфическим клеткам хорошо себя зарекомендовал в последних исследованиях.

«Наша научная работа доказывает важную роль макрофагов в качестве модуляторов регенеративных процессов в коже. Эта функция макрофагов ранее не была известна биологии, поэтому наше открытие представляет особый интерес», - пишут авторы.

Несмотря на то, что исследование было проведено на мышах, авторы убеждены, что его выводы в полной мере относятся и к человеку. Они также уверены, что в ближайшем будущем их исследование ляжет в основу разработки новых методов лечения облысения, особенно такого тяжелого заболевания, как очаговая алопеция.

ИЗМЕНЕНО: 28.12.2014 ПРОСМОТРЕЛИ: 3213