Новая стратегия в лечении сальмонеллеза

Кажется, ученые нашли уязвимое место у бактерии сальмонеллы, и теперь на основании этого открытия – смогут разработать новые стратегии лечения сальмонеллеза.

Исследование, опубликованное в журнале PLOS Pathogens, установило, что лишение сальмонеллы ее любимого питательного вещества фруктозы-аспарагина (Фр-асп), в значительной степени снижает активность роста бактерий.

В условиях отсутствия этого питательного вещества – вирулентность бактерий значительно снижается, этот факт дает надежду на разработку новой, более эффективной стратегии лечения сальмонеллеза.

«Есть все основания полагать, что лишив сальмонеллу доступа к фруктозе-аспарагину в кишечнике человека – мы сможем остановить заболевание без всяких иным мер», - говорит профессор Brian Ahmer, микробиолог и ведущий автор исследования.

Бактерии сальмонеллы вызывают распространенное инфекционное заболевание - сальмонеллез, которое поражает желудочно-кишечный тракт. Инфекция обычно распространяется через такие продукты как сырое мясо и сырые яйца, которые были загрязнены фекалиями.

Обычно симптомы сальмонеллеза проявляются через 12-72 часа после заражения. Симптомы включают диареюлихорадку, спазмы желудка, рвоту и головные боли, и обычно длятся 4-7 суток.

Дополнительная информация: диарея у детей

Большинство людей, инфицированных сальмонеллой, выздоравливают без лечения, но при тяжелом течении заболевания может потребоваться госпитализация. Инфекция может проникнуть из кишечника в кровоток, и распространиться по всему телу. В некоторых случаях без лечения заболевание может приводить даже к летальному исходу.

Центр по контролю и профилактике болезней (CDC) сообщает, что по современным оценкам, сальмонелла вызывает около 1,2 миллионов заболеваний в США каждый год, из них около 23 000 пациентов требуют госпитализации, и 450 – умирают. В странах с плохими санитарными условиями риск заражения значительно больше.

К сожалению, антибиотики убивают полезные бактерии кишечника вместе с сальмонеллой, и поэтому не рекомендуются как метод лечения в большинстве случаев сальмонеллеза.

Однако если создать лекарственный препарат, который подавлял бы возможность кишечной флоры усваивать Фр-асп, то это могло бы избирательно подавлять рост сальмонелл, оставляя остальные виды кишечных бактерий – совершенно нетронутыми.

…Это открытие было в какой-то степени случайным, и стало большим сюрпризом для самих первооткрывателей. Ученые определили пять генов, необходимых сальмонеллам для выживания в течение активной фазы гастроэнтерита. Они обнаружили, что эти гены работают вместе, и обеспечивают транспортировку питательных веществ через бактериальную мембрану, по пути разбивая их таким образом, чтобы они могли быть использованы для получения энергии.

После проработки вариантов ключевых питательных веществ, при определенной степени везения, ученым, наконец, удалось идентифицировать ключевое питательное вещество в этой цепи - Фр-асп.

Затем авторы исследования провели эксперименты на клеточных культурах и мышах, чтобы выяснить - что произойдет, если эти гены заставить мутировать. Они обнаружили, что сальмонеллы с мутацией этих генов резко утрачивали способность к выживанию, росту и нанесению ущерба макроорганизму, примерно в 100 – 10 000 раз. Этот эффект оставался неизменным даже в случае, когда все другие источники питания бактерии были доступны.

«Никто никогда не смотрел на белки-переносчики питательных веществ в бактериальную клетку – как на мишени для воздействия лекарственных препаратов, потому что предполагалось, что существуют сотни равноценных транспортеров, и такой поиск был бы обречен на неудачу», - говорит Ahmer.

«Это было поразительным сюрпризом: оказывается, у сальмонеллы все же есть «ахиллесова пята» - единственное питательное вещество, от которого зависит почти вся жизнедеятельность этой бактерии. Ведь у большинства бактерий дефицит одного питательного вещества легко замещается другим, таких веществ сотни, и в этом плане они абсолютно неуязвимы перед дефицитом какого-то одного питательного вещества», - продолжает он.

Однако еще остается масса вопросов, которые требуют напряженной работы ученых. Теперь команда продолжит свои исследования, и попробует выяснить окно времени, в котором дефицит Фр-асп нанесет максимальный вред сальмонелле. Также предметом дальнейшего изучения этой команды станут продукты питания человека, которые являются источником Фр-асп.

Ученые возлагают большие надежды на это открытие, и надеются в скором будущем разработать диету и/или создать лекарственный препарат на основании этих новейших данных.

ИЗМЕНЕНО: 08.07.2014 ПРОСМОТРЕЛИ: 2258