Реклама
Реклама
Реклама

Перенесенный легкий инсульт нарушает способность к вождению автомобиля

На проводившейся 11-13 февраля 2015 г. в г. Нэшвиль (Теннесси) международной конференции по проблемам инсульта (International Stroke Conference, ISC) были представлены результаты небольшого канадского исследования, которое показало, что недавно перенесшие легкий ишемический инсульт пациенты делают больше ошибок при управлении автомобилем, особенно в сложных с когнитивной точки зрения ситуациях. Эти результаты подчеркивают важность обсуждения проблемы вождения с перенесшими инсульт пациентами. Принятые в ряде стран рекомендации предписывают пациентам после инсульта воздержаться от вождения автомобиля хотя бы на месяц, однако около 35% пациентов после легкого инсульта возвращаются к управлению автомобилем раньше. Причиной этого нередко является отсутствие соответствующих рекомендаций со стороны врача, существуют данные о том, что рекомендации по вождению автомобиля получают всего 9% пациентов с инсультом. В то же время, объективности ради, следует признать, что на данный момент не существует общепринятых тестов, которые помогали бы врачам определить готовность пациента к вождению.


В обсуждаемом исследовании использовался симулятор вождения. В него были включены 10 пациентов, которые перенесли в течение предшествующей недели легкий инсульт (с оценкой по шкале инсульта Национального института здоровья <7 баллов) и 10 здоровых контрольных испытуемых, сопоставимых с основной группой по возрасту и опыту вождения в годах. Участникам предлагались два 30-минутных сценария симулированного вождения. Первый имитировал вождение в городских условиях и включал в себя относительно прямолинейное движение с обычными правыми и левыми поворотами без других транспортных средств на перекрестке, а затем более сложное с когнитивной точки зрения задание – поворот налево при наличии других участников дорожного движения. Левый поворот на загруженном перекрестке – это ситуация, в которой случается значительное число аварий. При повороте налево при наличии других транспортных средств приходится обрабатывать большое количество зрительной информации и выбирать верный момент для безопасного выполнения маневра. 

Второй сценарий был ближе к вождению на шоссе. Он включал необходимость движения за автобусом, который постоянно менял свою скорость, при этом требовалось сохранять безопасную дистанцию. Это задание требует достаточной способности к удержанию внимания.

В целом, пациенты с инсультом допустили более чем в два раза больше ошибок, чем контрольная группа (12,4 против 6,0; P <0,01). Они делали больше ошибок и во время левого поворота на загруженном перекрестке (2,4 против 1,3; P < 0,05) и при следовании за автобусом (8,2 против 2,1; P < 0,05). При выполнении простых поворотов количество ошибок в двух группах не различалось.


На той же конференции были представлены результаты еще одной работы, выполненной в том же центре и с использованием тех же протоколов симулированного вождения, но с участием пациентов, которые перенесли аневризматическое субарахноидальное кровоизлияние (9 пациентов в основной группе и 9 сопоставимых контрольных участника). Несмотря на то, что общее среднее число ошибок в двух группах было одинаковым, пациенты после субарахноидального кровоизлияния допустили больше опасных ошибок, в том числе и приведших к столкновениям (2,4 против 0,1; P < 0,05). Кроме того, общее число ошибок при поворотах на перекрестках было выше в основной группе (7,7 против 3,2; P < 0,05). Это был первый опыт оценки нарушения способности к вождению после субарахноидального кровоизлияния. В дальнейшем необходимы более масштабные исследования, включающие оценку как симулированного вождения, так и реального поведения на дороге, которые позволят оценить, насколько результаты симулированного вождения соответствуют вождению в реальных условиях.

В настоящее время Канадская медицинская ассоциация рекомендует воздержаться от управления автомобилем в течение хотя бы одного месяца после инсульта. Аналогичные рекомендации существуют в Великобритании, а в США, наоборот, не существует четких временных критериев готовности к вождению. Во многих местностях вопрос о вождении после инсульта является достаточно деликатным, поскольку способность управлять автомобилем является важным фактором, обеспечивающим независимость пациента, и покушение на это право со стороны врача угрожает доверительным отношениям с пациентом. Если речь идет о пациенте с двигательными нарушениями или выпадением полей зрения, противопоказания к управлению автомобилем бывают достаточно очевидными, однако при наличии когнитивных нарушений дело усложняется, поскольку на данный момент остается неясным, насколько они влияют на способность водить машину. Следует отметить, что какая-то степень когнитивных нарушений присутствует у более чем 70% пациентов после инсульта.

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ
ИЗМЕНЕНО: 13.03.2015 ПРОСМОТРЕЛИ: 1212
Реклама
Реклама
Реклама