Солнцезащитный крем и риск развития меланомы

Ежегодно регистрируются сотни тысяч новых случаев меланомы - самой опасной формы рака кожи.

Воздействие ультрафиолетового излучения на кожу, как в виде прямых солнечных лучей, так и в соляриях является основным фактором риска развития меланомы, а применение солнцезащитных кремов - первый пункт в списке мер профилактики этой агрессивной формы рака.

Однако исследование, опубликованное в журнале Nature, демонстрирует, что применение солнцезащитного крема без дополнительных мер защиты от ультрафиолета – недостаточно для профилактики меланомы.

Меланома является серьезной проблемой, и в последние три десятилетия ее частота неуклонно растет. Для снижения частоты рака кожи во многих странах развернуты активные компании, направленные на снижение воздействия ультрафиолета на кожу. Людям активно рекомендуется избегать прямых солнечных лучей, а также наносить солнцезащитные кремы на открытые участки кожи.

Ультрафиолетовое излучение - это серьезный фактор риска развития рака кожи. Вклад ультрафиолетового излучения в заболеваемость раком кожи оценивается в 86% немеланомных раков кожи и 90% меланом.

Все ультрафиолетовое излучение разделяют на три диапазона:

• UVA - самые длинные ультрафиолетовые волны. Это 95% всего ультрафиолетового диапазона, достигающего земли;
  • UVB - ультрафиолетовые волны средней длины;
  • UVC - короткие ультрафиолетовые волны, 95% которых не достигает поверхности земли и не наносят ощутимого вреда.

В соляриях используются UVA-волны, иногда в 12 раз превышающие интенсивность солнечного излучения. Подробнее

Однако исследование ученых из Великобритании, хотя и подтверждает необходимость этих мер, но не считает их достаточными.

Ученые проанализировали последствия воздействия ультрафиолетового света на двухмесячных мышей с аномальным геном BRAF, который, как известно, увеличивает риск меланомы.

Они обнаружили, что воздействуя на незащищенную кожу ультрафиолетового излучение, непосредственно повреждает ДНК пигментных клеток кожи, что повышает риск развития меланомы. В частности, были обнаружены нарушения в гене под названием р53, функция которого как раз и состоит в том, чтобы предотвратить повреждение ДНК ультрафиолетовым излучением.

солнце, ультрафиолет, ультрафиолетовое излучение, солнцезащитный крем, солнечные ожоги

За час, в период с 9 до 10 утра, человек получает столько же ультрафиолетового излучения, сколько за 15 минут в 13:00.

В группе мышей, у которых применялся солнцезащитный крем, ученые обнаружили значительно меньший уровень повреждений ДНК из-за ультрафиолета, а следовательно – снижение риска развития меланомы.

Тем не менее, исследователи также обнаружили, что солнцезащитный крем не способен обеспечить полную защиту от ультрафиолета, поскольку в группе «защищенных» мышей также были выявлены повреждения гена p53, хотя и в значительно меньшей степени.

Комментируя полученные результаты, автор исследования профессор Richard Marais, говорит:

«Давно известно, что излучение ультрафиолетового спектра вызывает самый опасный вид рака кожи - меланому, но до сих пор не было ясно, как именно это происходит. Наше исследование открывает завесу тайны и детально описывает этот механизм».

«Ультрафиолетовое излучение повреждает гены, защищающие нас от мутаций генетического материала, и делает нас беззащитными перед остальными канцерогенными факторами. Очень важным открытием является то, что солнцезащитный крем не способен обеспечить полную защиту от вредного воздействия ультрафиолетового излучения».

SPF (sun protection factor) - это мера, демонстрирующая уровень защиты солнцезащитного крема SPF указывает, на сколько больше времени нужно для достижения солнечного ожога, при использовании крема, относительно времени наступления ожога без нанесения крема. Подробнее

Доктор Julie Sharp, руководитель отдела медико-санитарной информации об исследованиях рака в Великобритании, отмечает, что хотя солнцезащитный крем, при правильном применении, и способен снизить вред от ультрафиолета, у него есть и побочный эффект - люди, применяющие его, считают, что они неуязвимы и позволяют себе находиться на палящем солнце намного дольше обычного.

В результате, общая продолжительность воздействия УФ-излучения на организм увеличивается.

«Это исследование напоминает нам, что солнцезащитный крем полезен, однако не следует полагаться только на него, ведь он не дает вам абсолютной защиты», - добавила она. «Необходимо развить у себя полезную привычку избегать палящего солнца, и избегать загара, поскольку наличие загара – является несомненным признаком того, что ДНК в клетках кожи были повреждены, и со временем это может привести к раку кожи».

Наряду с применением обильного количества солнцезащитного крема, с уровнем защиты SPF 30 или выше, Национальный совет по профилактике рака кожи рекомендует:

• в солнечные летние дни находиться в тени
  • носить солнцезащитную одежду: широкополую шляпу, одежду из легких тканей с длинным рукавом
  • солнцезащитные очки

Недавно в журнале Cancer Epidemiology, Biomarkers & Prevention было опубликовано другое исследование, которое пришло к выводам, что пятикратно перенесенный солнечный ожог в возрасте до 20 лет увеличивает риск меланомы на 80%.

Планируете проводить много времени на открытом воздухе? Не забудьте приобрести средства защиты кожи от солнца