Реклама
Реклама
Реклама

И снова отношения врач-пациент

Личные качества врачей давно стали горячей темой для обсуждения пациентов. Это происходит не только потому, что вежливость и доброжелательность являются общепринятыми положительными качествами людей, но и потому, что добрые взаимоотношения между врачом и пациентом способствуют лучшему взаимодействию, комплаентности и достижению максимальных медицинских результатов. 


Личные качества врачей под микроскопом рассматриваются и детально обсуждаются на многочисленных веб-сайтах. И если изучить эти отзывы, то оказывается, что чаще всего пациенты применяют к врачу эпитет "высокомерный". И эта тенденция появилась задолго до популяризации интернета, она вовсе не нова. 

Действительно ли так много врачей являются высокомерными? Неужели каждое из этих обвинений справедливо? 

"Высокомереность среди врачей вовсе не является нормой, или распространенным свойством характера", - говорит Marion Stuart, PhD, почетный профессор семейной медицины. "Тот, кто выполняет столь тяжелую работу, кто сделал свой выбор в пользу медицины - сделал это из лучших побуждений, он обычно весьма заинтересован в помощи людям, заботе о них, уменьшении степени страданий вокруг себя... Так с чего бы ему становиться высокомерным?" 

Но откуда же тогда возникают эти клише, ведь дыма без огня не бывает? 

В прошлом врачи имели патерналистский подход к своим пациентам, поскольку считалось, что человек, в руках которого есть власть над здоровьем и жизнью другого человека, может себе позволить приказной тон диалога. Некоторые врачи сохраняют эту модель поведения и сегодня. 

Кроме того, пациенты (а вернее сказать – люди в целом) нередко поспешны и недальновидны в своих суждениях, и могут принимать за высокомерие усталость врача, или его необходимость уложиться в короткое время приема. 

Высокомерие или Самоуверенность? 

"Высокомерие и уверенность в себе - это совсем разные вещи", - говорит доктор Стюарт. "Когда вы уверены в себе, и осознаете, что ваша компетентность в обсуждаемом вопросе весьма высока - это вовсе не делает вас высокомерным само по себе. У вас есть опыт и знания, вы четко представляете себе, как и что нужно делать в том или ином случае - это всего лишь ваше представление о собственных возможностях, причем вполне возможно - объективное и справедливое". 

Высокомерие - это совсем иная ситуация. "Высокомерие, это когда вы не просто уверены в себе, а считаете других людей много ниже своего уровня, и потому пренебрежительно к ним относитесь". 

Дополнительная информация: об этике общения с пациентами

Так может быть самоуверенность, которая приходит к любому состоявшемуся и успешному врачу, неизбежно ведет к высокомерию? Доктор Стюарт считает, что чаще всего этого не происходит. Черты высокомерия развиваются в человеке на гораздо более ранних этапах, и имеют в основном, два источника: 
  1. "Я действительно лучше тебя". Тот, кто всегда имел в жизни привилегированное положение, может изначально воспринимать других людей как недостойных, и чувствовать себя членом элитной группы", - говорит доктор Стюарт. 
  2. "Я сделал это, так почему ты этого не можешь?" Обратной является ситуация, когда человек был сильно обделен в детстве, имел крайне невыгодную стартовую позицию - и преодолел много препятствий, пока достиг того успеха, который имеет сейчас. Он может высокомерно глядеть на других людей, которые имея куда более выгодный базис, не смогли достичь особенных высот в своей профессии и жизни.

Врачи находятся в постоянной нагрузке, а требовательность пациентов - продолжает расти. 

Некоторые врачи признают, что иногда им бывает трудно сдерживать свое раздражение или неприязнь, общаясь с пациентом. Ситуация усугубляется еще и ограниченностью времени, которое врач может позволить себе беседовать с пациентом, а также общей загруженностью и усталостью врачей. 

"Я потратил восемь лет своей жизни на кропотливое изучение медицинской науки, затем много лет практикую и имею дело со множеством подобных случаев. Но обязательно найдется пациент, который считает, что абзац из таблоида свежей газеты является равноценным контраргументом моим доводам. Я же не могу обучить его медицинской науке, критериям доказательности в медицине и детально обосновать несостоятельность каждого "народного" метода, которым он вздумал себя лечить", - так рассуждают некоторые врачи, и такое объяснение отчасти справедливо. 

Люди ожидают позицию "клиент всегда прав" и раздражаются, если врачи не поддерживают их точку зрения, или не назначают желаемого ими обследования. Однако есть и стандарты, которым должен следовать врач, и за выполнением которых строго следят страховые компании, и врач иногда просто не может выдать пациенту желаемый рецепт или назначить желаемое им обследование, поскольку его жалобы или симптомы не обосновывают такие назначения. "В настоящее время страховые компании являются мощным ограничителем, с которым обязан считаться врач, и нередко это само по себе оставляет у пациента впечатление, будто доктор защищает не его интересы, а действует по несправедливому шаблону. Это также может быть расценено как высокомерие", - говорит доктор Стюарт.

А как быть со вспышками грубости? 

Barry Silverman, MD, кардиолог, говорит: "Несмотря на то, что большинство пациентов любят и ценят своих врачей, бытует мнение, что общий профессионализм врачей неуклонно падает. Поэтому пациенты часто обращаются к врачам, будучи уже частично осведомленными о своей болезни из популярной литературы и интернета, задают подробные вопросы, и требуют высокий уровень сервиса. Параллельно с этим - наблюдается тенденция к сокращению времени, отводимого врачу на одного пациента. Все это создает предпосылки к увеличению темпа работы врача, и безапелляционности его рекомендаций, которые субъективно воспринимаются пациентами, как высокомерие, шаблонность и безразличие. Разумеется, я не пытаюсь оправдать врача - медицина всегда была психически и физически изнурительным занятием, и одним из базовых навыков работы врача является именно умение слушать и общаться с пациентом. Однако объективные препятствия к этому нельзя не учитывать". 

И все же, несмотря на ужесточение условий работы врачей - большинство из них все же находит в себе силы оставаться приятными и спокойными в общении в пациентами. Но врачи - тоже люди, и некоторым это дается легче, другим - тяжелее, так как первые по натуре своей являются более мягкими и отзывчивыми, а другие - имеют скудные эмоции и холодный рассудок. 

Вправе ли мы ожидать от врача улыбок и благожелательного тона в любых ситуациях? 

Профессионализм состоит не в жизнерадостной улыбке, и не в том, чтобы казаться не тем, кем ты являешься. Профессионализм врача – это, прежде всего, предоставление качественной медицинской помощи пациенту. Сейчас пациенты более информированы, и имеют больший доступ к медицинской информации, чем когда-либо прежде. Большая часть этой информации является ошибочной, а иногда и откровенно вредной. Это означает, что в профессиональный долг врача теперь входит не только лечение, но и обучение пациента. 


Пациенты обычно понимают, что врачи имеют значительное ограничение времени приема, и нет ничего удивительно в том, что иногда им приходится прибегать к раздаче печатных материалов, или ссылок на обучающие сайты. Однако каким бы малым ни было время приема врача, каким бы уставшим или загруженным он ни был - совершенно недопустимо для профессионала медицины быть грубым, резким, или проявлять откровенное хамство. Добрая улыбка, участие и внимание к пациенту – уместно в любой ситуации. 

Было бы наивным утверждать, что высокомерных врачей не существует. Однако врачей, которые отлично знают свое дело, и пытаются сделать все возможное для пациента - гораздо больше. И навешивать ярлык "высокомерный" на всех врачей было бы столь же несправедливым, как, скажем, навешивать ярлык "недалекий" на всех пациентов. 

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
ИЗМЕНЕНО: 11.07.2014 ПРОСМОТРЕЛИ: 1796
Реклама
Реклама
Реклама