Ученые расшифровали структуру и механизм действия белка BRCA2

Ученые из Великобритании расшифровали структуру белка BRCA2. Широко известно, что мутации в одноименном гене, который кодирует этот белок, повышают риск развития рака молочной железы и рака яичников. Ученые надеются, что изучение структуры и механизмов действия этого белка может проложить начало новым методам лечения и профилактики этих видов рака.

Группа ученых, возглавляемая профессором Xiaodong Zhang, из Имперского колледжа Лондона, опубликовала результаты своего исследования в журнале Nature Structural and Molecular Biology.

Примерно у 45% женщин, имеющих мутацию в гене BRCA2, к 70 годам разовьется рак молочной железы, и у 17% - рак яичников; для сравнения риск этих видов рака в общей популяции женщин к этому возрасту составляет 12% и 1,4% соответственно.

Ученым известно, что белок BRCA2 играет роль в репарации ДНК. Любые мутации в гене BRCA2 нарушают процесс репарации, и ведут к возникновению рака. Тем не менее, конкретная функция белка BRCA2 в репарации ДНК клетки, а также структура этого белка - до сих пор оставались загадкой.

Исследователи были удивлены, обнаружив, что белки BRCA2 работают в парах, и каждая такая пара "берет в себе в помощники" еще один белок, называемый RAD51.

Белок RAD51 закрепляется над участком поломанной ДНК с помощью BRCA2 белков. Затем молекулы RAD51 образуют специальные нити, с помощью которых белок ремонтирует сломанную ДНК.

Белки BRCA2 не только удерживают белок RAD51, но и помогают ему в формировании коротких нитей на многочисленных участках ДНК. Ученые считают, что BRCA2 также повышает эффективность поиска "подходящих" нитей ДНК.

Комментируя результаты проведенной работы, профессор Чжан сказал:

"Это исследование улучшает наше понимание фундаментальных причин рака. Мы впервые столь детально видим работу белка, и это дает нам платформу для разработки новых экспериментов, и более подробного его изучения.

Мы будем стараться разработать новые способы исправления дефектов в BRCA2, а также способы улучшения процессов репарации ДНК, чтобы более эффективно предотвращать рак. Мы также попробуем найти способ подавлять процессы репарации ДНК в раковых клетках, чтобы ускорить их гибель".

ИЗМЕНЕНО: 09.10.2014 ПРОСМОТРЕЛИ: 860